Сергей Худиев. Фото: Анна Гальперина, katehon.ru

Сергей Худиев. Фото: Анна Гальперина, katehon.ru

Это выражение — «две Церкви» чаще всего употребляют определённые светские СМИ, но иногда его можно видеть и в блогах некоторых христиан. Речь идёт не о разных конфессиях, а о разных группах, предполагаемых внутри Православия. Есть мы — правильные, хорошие, носители подлинного христианства, и есть они — формально принадлежащие к «этой организации», в то время как их принадлежность к «мистическому телу Христову» сомнительна.

Причём такое отталкивание может наблюдаться в обе стороны — с одной стороны верные сыны клеймят гнусных либералов, предателей престол-отечества, с другой, немногочисленные, но речистые либералы клеймят продавшихся кесарю и забывших Евангелие представителей «официальной Церкви».

Когда о «двух Церквях» рассуждают внешние — им простительно, они не понимают, что такое Церковь вообще. Но нам непростительно. Нельзя говорить в таком отстраняющем тоне о человеке, который исповедует тот же Символ Веры и приступает к той же чаше.

Этот человек не прав? Весьма возможно. Также весьма возможно, что неправы я или Вы; я помню массу случаев, когда я оказывался неправ — потому, что поддавался гневу (чаще всего), потому, что не имел всей информации, относящейся к делу, потому, что бездумно последовал за людьми, которые, в свою очередь, бездумно последовали за кем-то ещё. Потому, что лично несимпатичные мне люди поддержали определённую точку зрения, а вот симпатичные — другую; потому, что у меня не было времени тщательно разбираться, выслушивать все стороны и взвешивать все аргументы. Много почему.

Этот человек грешит? Это почти наверняка. Мы все тут грешим. Когда вот Вы в последний раз на этой неделе являли пример следования за Христом?

Этот человек бросает тень, позорит, с ним тягостно находиться в одной Церкви, тягостно называться одним именем? Хочется подчеркнуть — этот не с нами! Нас не считайте! Вот тут мы подходим к сути дела.

Я как-то видел забавную фотографию — демонстрация так называемого «чаепития» (tea party), консервативного политического движения в США, которое его оппоненты обвиняли в расизме. И надо же беде такой случиться, что на демонстрацию действительно явился некий юноша в майке с расистским лозунгом. То ли провокатор, то ли искренний расист.

Но организаторы не растерялись, и подошли к молодому человеку, с транспарантом (очевидно, заготовленном на такой случай заранее), на котором было написано «мы не с этим придурком» и стрелочкой, которую они развернули к нему — так что на фотографии, вместо доказательства злобного расизма чайнопартийцев, оказалось ясное заявление того, что они таких не принимают.

Желание сказать «мы не с этими» может возникать из-за того, что мы решительно не согласны, может — из-за того, что «эти» действительно грешат, позорят и бросают тень. Но у членов Церкви — в отличие от членов партии — такой возможности нет. И вот почему.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра» поем мы на Великой Вечерне, исповедуя тайну Церкви, которая собирается и созидается Святым Духом. Не «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — но «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян.2:47)»

Как Божественное призвание соотносится со свободой человека — вопрос, в который мы сейчас не будем углубляться, нам достаточно отметить, что Писание утверждает то и другое. Да и мы сами, оглядываясь на свой путь в Церковь, понимаем — нас привёл Господь.

Но Он привёл не только нас — Он привёл тех, кто исповедует Символ Веры и приступает к Чаше вместе с нами. Этот неприятный человек, который стоит рядом с нами — или даже предстоит за нас в Алтаре — здесь по той же причине, по которой в Церкви находимся мы сами. Его (как и нас) призвал Господь.

Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас (Иоан.15:16)». Нам придётся принять этого человека и считать его за своего — потому что Господь считает его за Своего. Нам тяжело это понести? Мы его не несём — его несёт Господь. Он заплатил за этого человека и приобрел его Себе.

Давайте вспомним эту фундаментальную для нашей жизни истину — «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20) Это значит, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос заплатил цену, цену своей муки и смерти, за нас — за меня, за Вас, и за того человека, которого нам так трудно сносить. Так что нам придётся считать его своим — даже если мы не очень комфортно чувствуем себя в его компании. Возможно, даже, нам придётся допустить страшную мысль — что кто-то не вполне уютно чувствует себя рядом с нами.

Да, мы можем не соглашаться с братом, когда полагаем, что он неправ. Да, мы можем обличать его, когда полагаем, что он грешит. Но есть то, чего мы не можем — мы не можем отказаться считать его братом. Его, как и нас, призвал Христос. В ту же Церковь, что и нас — а это значит, что ни о каких «двух Церквях» мы говорить не можем. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)»

 

«Вы сами, ваши псы и ваши пастухи»

Владимир Мамонтов: Мистерия-буфф на мосту, который пока не рухнул

Заповеди несчастья


Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.