Две обители

Дорога от Табы — пограничного пункта израильско-египетской границы — до монастыря Святой Екатерины проходит сквозь Синайскую пустыню. Три часа пути на машине кажутся нескончаемыми (а как же сорок лет?!). Дорога медленно ползет вверх, горы приближаются, и вдруг, когда уже теряешь всякую надежду окончить это странствие по пустыне, в долине между гор возникает монастырь-крепость — Santa Katarina, как его здесь называют — обитель Святой Великомученицы Екатерины на Синае. Монах Нил, который водил нас по монастырю (молодой англичанин с удивительно детской улыбкой), путешествуя по Святой Земле, дал обет остаться там, где крестится. Святая Екатерина призвала его служить Господу в ее обители. Неопалимая Купина, в которой Бог явился Моисею, костница, исполненная благоухания, источаемого мощами почивших синайских иноков, иконы VI–XIII веков, древнейшие рукописи, — кажется, что душа уже не в состоянии вместить впечатления и преизбыточествующую благодать. Но еще не все — из серебряной раки тончайшей резной работы достают ларец — и вот перед нами святая десница Великомученицы Екатерины. Дивной красоты рука, украшенная драгоценным браслетом и кольцами, как будто чуть-чуть приоткрывает завесу великой тайны — образованная, знатная прекрасная Екатерина восполнила свою земную красоту красотой небесной и обручилась Христу.

Серебряную раку для мощей, как сказали нам в монастыре, подарил русский царь Петр I. Тут синайская братия немного ошиблась — рака была доставлена в монастырь при Петре, а сделана она была по заказу царя Алексея Михайловича, который основал монастырь Святой Екатерины на месте явления ему (во время охоты) Великомученицы с извещением о рождении дочери. Это был единственный в России Екатерининский монастырь — Свято-Екатерининская пустынь.

Основанный в VI веке, монастырь Святой Екатерины на Синае ни разу не подвергался разрушению, не был закрыт. Шли века, менялась власть, Синаем стали владеть мусульмане, но монастырь оставался неприкосновенным. Исторический путь русской обители Святой Екатерины иной. Процветавшая при царе Алексее Михайловиче, позже она знала более трудные времена. В 1918 году монастырь закрыли, монахов разогнали. До 1931 года там была трудовая коммуна сестер красностокского монастыря, а потом, до 1953 года — страшная тюрьма с неофициальным названием “Сухановка”. В 1991 году Свято-Екатеринин­скую пустынь возвратили Православной Церкви. Сейчас там мужской монастырь.

Мы (двенадцать человек из взрослой воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове) приехали в Свято-Екатерининскую пустынь ранним солнечным утром. Когда мы вошли в надвратную церковь святителя Димитрия Ростовского, где шла литургия, там сразу стало тесно — церковь очень маленькая. Сопровождавший нас по монастырю после окончания службы иеромонах Владимир рассказал о жизни обители в настоящее время. В молитвах и трудах проходит эта нелегкая жизнь. А труды немалые — учебный полигон школы милиции, располагавшийся в монастыре до 1991 года, не способствовал сохранению зданий. Так что игумену Тихону, настоятелю Свято-Екатерининской пустыни, забот хватает; тем не менее он нашел время благословить нас и распорядиться, чтобы нас накормили обедом. Надо сказать, что приветливость и доброжелательность насельников Свято-Екатерининской пустыни не меньше, чем у их собратий во Христе на Синае. И хотя нет пока старцев в русской Екатерининской обители, нет святых мощей и утрачена чудотворная икона Великомученицы Екатерины, любовь, источаемая этой кровью пропитанной землей, привлекает к ней сердце.

О Свято-Екатерининской пустыни мы узнали из книги “Монастыри Святой Екатерины. Синай — Россия”. Это издание Свято-Екатери­нинской пустыни рассказывает о двух обителях Святой Великомученицы Екатерины: в России и на Синае. Эта небольшая хорошо изданная книга буквально дышит любовью к Богу, Церкви, Святой Екатерине. Настоятели русской Екатерининской обители — отцы Мелхиседек, Мисаил, убиенный отец Мортирий, старцы Иаков и Нифонт, красностокские матушки, населявшие обитель с 1918 по 1931 годы, мученики страшной “Сухановки”, сталинской тюрьмы, схииеродиакон Антоний, приехавший в 1944 году умирать в Екатерининскую обитель, чтобы “лежать рядом с мучениками” — все они словно проходят перед читателем, согревая сердце своей теплой верой, терпением, преданностью Богу.

История Синайского монастыря Святой Екатерины переносит читателя в VI век. Истории этих двух Екатерининских обителей, находящихся так далеко друг от друга, соединенные в одной книге, еще раз свидетельствуют о единстве Православной Церкви. Приведенные здесь же житие Святой Великомученицы Екатерины, пострадавшей во время гонений на христиан в Римской империи IV века, и жизнеописание схииеродиакона Антония, познавшего все ужасы сталинский лагерей, высвечивают крестный путь Православной Церкви в мире. Акафист Святой Екатерине, помещенный в конце книги, отражает торжество Церкви.

Да поможет Господь насельникам двух этих обителей по молитвам Святой Великомученицы Екатерины и нас помилует и спасет их святыми молитвами! 1.

Примечания

  1. Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье (Б. Полянка) в Москве — подворье Православной Церкви в Америке, — благодатный знак единства вселенского Православия. — Ред.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.