Лишь 50% россиян знают, что такое эвтаназия. Такие данные недавно опубликовал ВЦИОМ. Столько же наших сограждан одобряет добровольный уход из жизни людей, болезнь которых сопровождается сильными страданиями. В России эвтаназия запрещена, в отличие от ряда стран Западной Европы, где она легализована более 15 лет назад.
«Общество не хочет обсуждать страдание и организует суицид»
Большинство больниц Бельгии основаны сестричествами, потому носят имена святых. Однако сейчас названия больниц уже ничего не отражают: к Католической Церкви они не имеют никакого отношения. Практически в каждой больнице есть услуга эвтаназии — как части интегративной паллиативной помощи. Некоторые больницы, может, и хотели бы отказаться от применения эвтаназии, но сделать этого не могут, так как такие поползновения моментально приобретают политический характер, рассказал на конференции священник Гентского университета Берт Вандерхейген.
Эвтаназия была легализована в стране в 2002 году и сначала применялась только к паллиативным больным. В тот год официально было зарегистрировано 209 случаев. Сейчас «узаконенная смерть» набирает обороты, в 2017 году зарегистрировано уже 2309 случаев. Реальное число пациентов, подвергшихся эвтаназии, неизвестно, так как некоторые врачи не хотят сообщать о ее применении.
В Голландии, где эвтаназия также легализована, число смертей, приходящихся на эту процедуру, составляет 4,4% от общего числа смертей в стране. По мнению священника Берта Вандерхейгена, реальная цифра для Бельгии примерно такая же.
— Когда-то это была щелочка для терминальных больных, теперь дверь сняли с крючка, и она распахивается все шире. Сегодня эвтаназия применяется не только к терминальным пациентам, но и к тем, кто «сильно страдает» и, может быть, умрет через несколько лет, кто страдает деменцией, кто просто устал от жизни. «Я прожил хорошую жизнь. Этого достаточно», — говорят такие люди, запрашивая эвтаназию.
По мнению бельгийского священника, подобные ситуации демонстрируют нежелание общества сталкиваться со страданием как неотъемлемой частью жизни человека.
— Эвтаназия при деменции не что иное, как способ решения проблемы ухода за пациентом, — сказал Вандерхейген. — Общество вообще не хочет больше обсуждать страдание и просто организует суицид.
Вандерхейген привел разговор, произошедший на международной конференции по биоэтике в Роттердаме. Представителю Голландии задали вопрос: «Что вы посоветуете странам, которые хотят ввести закон об эвтаназии?» Сторонник эвтаназии ответил: «Пусть врачи к этому не имеют отношения». Сегодня все еще врач определяет, попадает ли человек под действие закона об эвтаназии. Защитники же эвтаназии предлагают ввести другую установку: «Я хозяин своей жизни. И если хочу покончить с нею — это мое дело». По мнению Вандерхейгена, ситуация в Бельгии — лишнее подтверждение тому, как далеко можно выйти за рамки предписанного, когда общество во главу угла ставит индивидуализм.
— Западная Европа чрезвычайно секуляризована, — рассказал священник Берт Вандерхейген, который многие годы оказывает пастырскую заботу тысячам людей. — Религия рассматривается как частное дело и не должна присутствовать в публичном пространстве. Духовность маргинализирована. Высшей ценностью сегодня является автономия человека. Человек — автор собственной жизни. Бог отсутствует в этой парадигме.
Медицина сосредоточена на борьбе с болезнью и смертью, поэтому личность пациента оставляется за бортом. По словам священника, в системе помощи в Бельгии нет места и времени обсудить с пациентом, что с ним происходит, его жизнь диссоциирована от духовности.
Однако ВОЗ подразумевает под паллиативным уходом подход, обеспечивающий улучшение качества жизни пациента и его семьи перед лицом заболевания, несущего угрозу жизни. Подход обеспечивает профилактику и смягчение страдания через грамотную оценку состояния, связанную с болью и физическими страданиями, предполагая в том числе психологическую и духовную заботу о пациенте.
Причинение смерти — преступление и неуважение к Богу
Даже в странах европейской цивилизации христианские символы вытесняются из общественной жизни, сказал на открытии митрополит Иларион (Алфеев). Люди не признают присутствие образа Божия в каждом из нас с момента рождения до его естественной смерти и потому допускают возможность манипулировать чужой жизнью.
— Эвтаназия — преступление человека против самого себя и против общества. Разрешенная в масштабах целой страны, она говорит о глобальной духовной болезни. Ее пропаганда способна превратиться в смертоносную государственную идеологию, как только количество людей преклонного возраста станет для страны социальной проблемой, — подчеркнул архиерей. — Таким путем созидается цивилизация смерти вместо цивилизации любви.
Высказанные главой ОВЦС тезисы нашли подтверждение и в выступлении кардинала Римско-Католической Церкви Курта Коха.
— Сейчас, когда достигнуты большие успехи в медицине и технике, смерть происходит обычно в больнице и по решению врача (врач решает, следует ли прервать лечение или не начинать его), — сказал он. — Мы как христиане знаем, что тело служит человеку для спасения. Но так же нужно подходить и к смерти.
В катехизисе Католической Церкви эвтаназия признана нравственно неприемлемой, как и любое действие или бездействие, предназначенное для причинения смерти, поскольку «это нарушает человеческое достоинство и является актом неуважения к Богу».
Даже если смерть неизбежна, нельзя отказывать человеку в уходе — паллиативной помощи, которая по сути и есть особая форма милосердия.
— Каким бы острым ни было состояние человека, — сказал кардинал, — мы должны заботиться о живущем, не пытаясь сократить жизнь, но и не сопротивляясь приходу конца. Этот принцип совпадает и у католиков, и у православных. Достойная смерть подразумевает подготовку к смертному концу. Мы призваны принимать во внимание все духовные аспекты жизни человека. Окруженный христианской заботой, входя в последнюю стадию своей жизни, человек имеет возможность переосмыслить свою жизнь и вступить с ожиданием в Вечность.
Почему паллиативную помощь приравняли к бесполезной деятельности
Биоэтика твердит о выборе человека и необходимости этот выбор защищать, но мало размышляет о смысле и цели человеческой жизни. По мнению римско-католического архиепископа Винченцо Пальи, сегодня «вопрос уже стоит о защите человеческой жизни и сохранении уважения к ней».
— Сопровождение умирающих — важная тема. Но сегодня медицинская практика (призванная защищать жизнь) оказывается извращена, — выразил свое беспокойство архиепископ. — Прогресс в науке делает лечение главной целью клинического процесса. Врачи все чаще смотрят на уничтожение болезни как на единственную задачу, стараются излечить болезнь любой ценой, а неудачу рассматривают как поражение медицины.
Все это, по мнению архиепископа, открывает путь для упрямого и неразумного использования крайних средств медицинского лечения, которые часто причиняют пациенту страдания, без которых можно было бы обойтись.
Главное, увлекаясь процессом, медики забывают о пациенте, о высшем благе для личности, об уважении к человеческому достоинству. «Если нельзя вылечить, это не значит, что ничего нельзя сделать», — сказал архиепископ. Он добавил, что, признав фундаментальное обязательство медицины заботиться о страдающем человеке, нельзя сводить это служение к техническому процессу.
По словам итальянского архиепископа, необходимо преодолеть недоразумение, приравнявшее паллиативную помощь к бесполезной деятельности. Ведь паллиативная помощь подразумевает активную холистическую (всецелую) помощь человеку любого возраста, страдающему серьезным заболеванием, в особенности тому, кто приближается к концу жизни. Главная цель паллиативной помощи — повышение качества жизни больных и их родственников.
— Необходимо, чтобы люди видели, что умирающий не оставлен Богом. Духовная поддержка такого человека должна оказываться до самого его конца, ведь в жизни каждого бывают драгоценные моменты примирения и прощения, — заключил он.
Теперь о смерти стараются забыть
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон также согласился, что отношение к смерти в обществе за последние годы изменилось.
— Если раньше мудростью считалось помнить о смерти, теперь о смерти стараются не помнить, забыть. Люди хотят сделать жизнь приятной и наполненной удовольствием, вместе с тем совершенно не боятся самовольно прекратить свою жизнь и перейти грань, которая отделяет нас от другого мира. Но эти крайности в отношении к смерти вредят человеческой душе.
В России открывается все больше хосписов и паллиативных отделений, что позволяет получить помощь и не умереть в одиночестве. Но даже здесь, говорит епископ Пантелеимон, человек умирает, окруженный персоналом медучреждений, а не близкими.
Уделить особенное внимание тем, кто готовится к кончине, находится в тревоге, страхе, у кого нет понимания, что будет после смерти, призвана в первую очередь Церковь. По словам епископа Пантелеимона, опыт подобного служения в нашей стране не так велик, хотя именно в состоянии болезни человек как никогда восприимчив к проповеди. Он отметил, что в стране как таковых нет больничных капелланов, которые получали бы жалованье от государства, хотя и растет число священников, сестер милосердия и добровольцев, помогающих умирающим людям.
— Задача Церкви не только в облегчении страданий человека, — заключил иерарх, — мы должны помочь человеку понять смысл страданий и помочь подготовиться к переходу в другую жизнь.
Фото: doctorantura.ru