В Неделю 3-ю по Пасхе — Мк 15:43 — 16:8 (зач. 69–70):
В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, хотелось бы прежде всего обратить внимание на его уникальность.
Во-первых, это один из немногих фрагментов, читающихся в период Пятидесятницы, который взят не из Евангелия от Иоанна, чтение которого начинается с пасхальной литургии и заканчивается Днем Святой Троицы. Помимо Недели жен-мироносиц таких «неправильных» дней еще два: вторник Светлой седмицы (читается сюжет о двух учениках, шедших в Эммаус, — Лк 24:12–35) и Вознесение (у Иоанна о событии вознесения не говорится ничего). В остальные 47 дней от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна.
Во-вторых, это чтение состоит из двух частей. Первая, представляющая собой конец 15-й главы Евангелия от Марка, знакома нам по службе 12-ти евангелий: это 10-е страстное евангелие (69-е зачало). Вторая часть (начало 16-й главы, 70-е зачало) — это один из тех евангельских фрагментов (а именно — 2-й), которые читаются на воскресной утрене. И только здесь, единственный день в году, в пределах одной службы соединяется повествование о погребении Спасителя и о Его воскресении. Это же, кстати, характерно и для ряда песнопений Недели жен-мироносиц (подробнее см. здесь).
* * *
Читая повествование о погребении Спасителя — будь то у Марка или у других евангелистов — нельзя пройти мимо одного вопроса: зачем? Зачем Иосиф, рискуя положением, а может быть — и свободой, и самой жизнью — идет к Пилату и просит тело только что казненного преступника? Зачем подвергает себя опасности Никодим? Зачем слабые женщины, презрев страх, спешат чуть свет к гробнице Учителя?
Откуда это неожиданное мужество? Чем они были движимы? — Может быть, они придавали столь большое значение обрядовой стороне погребения? Или же это был своеобразный протест против имперско-израильской военщины? Или они полагали, что Иисусу удобнее будет воскреснуть, находясь во гробе, а не на кресте? Или же они следовали своему моральному кодексу и делали то, что должно, не давая себе труда подумать о последствиях? — Навряд ли.
А впрочем, мы ничего не можем сказать наверняка. Иосиф, Никодим, каждая из учениц Иисуса — всё это были разные люди, с разными характерами, с разным жизненным опытом. И у каждого могли быть свои мотивы. И тем не менее, они объединились в этом поступке, который требовал немалого мужества — и любви.
«Любовь, — говорит апостол, — никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. <…> Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13: 8, 13). Впрочем, в те страшные и горестные дни в сердцах учеников и учениц, тайных и явных, вероятно, мало оставалось веры и надежды — но не иссякла их любовь, которая «крепка, как смерть» (Песн 8:6). И именно любовью были они движимы.
И если они и давали какое-то рациональное обоснование своим действиям, то для этого, думается, лучше всего подходили слова Учителя: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12). Хотели бы они, чтобы, случись с ними подобное, любящие их люди позаботились бы об их теле, оплакали и погребли бы их по закону отцов? Да? Тогда во что бы то ни стало следует проявить эту последнюю заботу о теле Наставника. И они действуют, действуют без оглядки на мнения и суждения других людей, проявляя осторожность лишь в той мере, чтобы ничто не помешало осуществлению их замысла.
Здесь следовало бы предложить некий моральный вывод — или даже несколько выводов. Но мы уверены, что читатель может сделать это и сам. А если возникнут трудности-то стоит вновь и вновь обратиться к строкам Благовестия, ибо писания апостолов Церковь хранит не как музейный экспонат, но как духоносное слово, данное нам для вразумления и научения, и каждый верный, читающий Евангелие, может быть наставлен в истине Духом.