«Мы с детьми проходим 14 000 шагов в день»
Марина Терехина — мама девяти детей. Она врач-педиатр, ее муж — кардиохирург. Две дочери супругов Терехиных студентки, и они живут отдельно. Остальные — с родителями. И четверо из них сейчас на дистанте — студентка-колледжа и три школьника.
Марина Сергеевна вспоминает весну — семья уехала на дачу, где возможности выходить в зум не было. Дети выполняли домашнее задание по учебникам в тетрадях. Нормально учиться тогда было невозможно, считает Марина Сергеевна.
Но весенний дистант вспоминается с улыбкой. Тогда, на свежем воздухе, было весело.
Никто в этой семье не ожидал, что дистанционное обучение повторится. Сейчас семья живет дома, в Москве.
— Сейчас у нас четверо детей на дистанционном обучении. Восьмой класс и колледж — по распоряжению, а третий и пятый класс — из-за высадки классов на карантин. Сложность еще в том, что дома — двухлетний ребенок. Его группа детского сада тоже на карантине. Как ему объяснить, что сейчас нужна тишина, или не нужно временно заходить в какую-то комнату?
Когда Марина Сергеевна дома, малыш остается с ней на кухне. Но он все равно хочет быть с братьями и сестрами, которые в этот момент на уроках.
— Хорошо, что площадь позволяет каждому ребенку сидеть в отдельной комнате. Гаджеты мы взяли в школе, чтобы пользоваться ими во время дистанционного обучения, — рассказывает многодетная мама. — В чем моя нагрузка? Я должна регулировать процесс в каждой комнате.
У кого-то микрофон не работает, у другого видеосвязь не подключается, у третьего, оказывается, не отправлено домашнее задание. Гонки по вертикали. Мой телефон перегружен.
Все приложения удалены, есть только те, что нужны для обучения.
Конечно, дочери — студентка колледжа и восьмиклассница — могут прийти на помощь младшим, но тогда они отвлекаются от своих занятий.
— Был момент в ноябре, когда мы всей семьей сидели на карантине две недели. Наш папа себя не уберег — тест на ковид оказался положительным. У него все прошло бессимптомно. И на время самоизоляции мы с ним поменялись ролями — перераспределили обязанности по дому. Он был дома с детьми, тогда их было двое на дистанционном обучении — контролировал процесс и готовил еду. Это меня немного переключило от домашних забот.
Советы семьи Терехиных
Режим дня. Мы сохранили прежний режим дня детей. Например, младшие школьники встают утром в 6:30, делают зарядку, одеваются, умываются, чистят зубы, завтракают и готовятся к урокам — все точно также, как если бы они ходили в школу. Со старшими школьниками с зарядкой сложнее, но во остальном — тоже самое.
Физическая активность. После занятий всех детей отправляю гулять, дышать свежим воздухом. Это обязательно. Все уроки — после прогулки. Я заметила, что у детей на дистанте двигательная активность снижается. А значит, умственные процессы ухудшаются.
Даже на свежем воздухе у нас есть задача. Мы — и дети, и родители — не просто выходим подышать, а делаем 14 000 шагов в день. Наш папа все посчитал, активность должна быть именно такой в сутки. У нас есть специальный браслет-часы, который работает и в режиме шагомера. Очень рекомендую такие иметь. Мотивирует, помогает. Дети гаджеты любят, им это интересно. Пока такие часы есть не у всех, но постепенно приобретем.
Дети играют в футбол во дворе. Даже сложилась команда из мальчиков и девочек. Физическая активность помогает уравновесить психологическое состояние.
Во время переменок они гоняют по квартире, и мы их не останавливаем, понимаем, что выплеснуть энергию просто необходимо. У нас есть дома турники, шведские стенки. Вот по ним они и лазают.
Рекомендую детям смотреть вдаль. Это тренирует зрение и поддерживает его.
Мотивация. Я говорю детям, что учится нужно обязательно. Что дистанционное обучение — не повод забрасывать учебу. «Вы должны быть образованными, это всегда будет востребовано,а жизнь у вас долгая. Нужно максимально включаться в учебу, обязательно подключаться к урокам с видеосвязью, чтобы тебя видел учитель, а ты — учителя, и быть сосредоточенным на уроке. Все для того, чтобы не выпадать из процесса, и чтобы было интересно», — примерно так.
Вчера сын-пятиклассник единственный в классе получил «5» по физкультуре. Потому что включил видеосвязь и повторял за учителем упражнения.
Культура поведения в онлайне. Мы учим детей:
- Включай микрофон тогда, когда хочешь задать вопрос или нужно ответить учителю».
- Называй учителя по имени отчеству, также, как ты это делал в школе, и тогда он тебя обязательно услышит.
Но наши дети мотивированы на учебу, нет больших проблем, я ими довольна. К тому же они очень дружные.
Не надо опускать руки. Никогда нельзя терять надежду и думать: «А зачем мне все это нужно?» Надо во всем искать плюсы, пусть даже маленькие. Никто не знает, как все будет устроено в будущем. Я не в восторге от дистанционного обучения, но нам сейчас всем нужно справиться с этим. Объясняю детям, что это все временные трудности, и сама в это верю.
«Чтобы помочь детям учиться, я уволилась»
У Ольги Комиссаровой семеро детей, двое из них уже взрослые. Из младших на дистанте трое. Ольга уволилась с работы, чтобы помогать им учиться. Семейный бюджет в результате ее осознанного решения уйти с работы потерял 25 000 рублей, но есть сбережения, как говорит она. Многодетная мама убеждена, что сейчас главное — поддержать детей и быть с ними рядом.
— На дистанционном обучении в данный момент трое — студент колледжа, семиклассница и пятиклассница, которая оказалась на карантине — у одноклассника ковид, — рассказывает Ольга. — Да, я уволилась с работы,чтобы контролировать учебу детей. У дочери, которая учится в седьмом классе, начались проблемы — много двоек, не прикрепляет домашние задания, выключает камеру на уроке.
После разговора с учителем Ольга на время оставила работу. Ей сказали, что потом она сможет вернуться.
— 25 000 рублей, которые потерял семейный бюджет — не так страшно. Катастрофа — если я упущу дочь. Ну, не поедем мы куда-то на эти деньги, будет меньше развлечений. Но главное сейчас — учеба, психологическое состояние детей и, конечно, их здоровье.
Дети Ольги учатся в разных комнатах. В семье всего два ноутбука, с них выходят на занятия младшие дети. Дочь, которая учится в колледже, занимается с телефона.
— Мы нашли плюсы дистанта для нашей семьи, — говорит многодетная мама. — Например, если дети не успевают позавтракать, они сделают это в перерыв. По поводу расходов на питание тоже есть наблюдения.
Заметила,что когда дети на дистанционном обучении, мы экономим порядка 10 000 рублей в месяц.
Меньше, даже с учетом того, что в школе у них бесплатное питание. Но бутерброд с собой, мелкие расходы — всего этого нет.
Меня радует, что мы постоянно на связи с детьми, — продолжает Ольга. — Если раньше дочь-пятиклассница жаловалась, что после работы я занимаюсь домашними делами и мало с ней разговариваю, поэтому плохо представляю,что у нее происходит, то сейчас у нас гораздо больше времени на общение. Я в любой момент могу подойти и спросить: «Почему ты грустная?» Кажется, что это мелочи, но они важные. Ребенок уже не в стрессе. Мы можем обсудить, кто что написал в чате, кто на кого обиделся, почему так произошло, не откладывая на потом.
Ольга Комиссарова отмечает, что с введением дистанционного обучения дети стали меньше проводить времени за гаджетами. Учеба закончилась, уроки сделали и у них больше нет желания смотреть в монитор компьютера или в экран телефона. Сильно устают глаза.
Дочь, студентка колледжа, увлекалась рисованием картин по номерам. Дети вообще стали больше рисовать, заниматься творчеством и содержать свои комнаты в поряде. Успевают сделать все.
Ольга советует детям и родителям во время дистанта больше гулять на свежем воздухе. А еще — поддерживать друг друга.
— Поддержка родителей детям сейчас очень важна. Даже в мелочах. Случай с моей пятиклашкой — она не знала, с какой страницей учебника работают на уроке английского одноклассники и не вышла в эфир, сидела расстроенная. Убедила ее не переживать, а просто слушать, что говорят другие дети на уроке. Быстро написала учителю в вотсап, сказала, что Лиза стесняется спросить перед всеми. Классный руководитель мне тут же сообщила номер страницы, а я подсказала дочери. Она быстро подключилась к уроку. Не было бы мамы, она бы так и сидела, переживала, что «пара» по английскому, а тут сразу ожила.
Понимаю, что не все могут быть рядом, — продолжает Ольга. — Родителям нужно зарабатывать, но по возможности советую как можно больше уделять детям внимание, разговаривать с ними, интересоваться тем, что их волнует и радует. Это и до дистанта было важно, но сейчас особенно.
Учитель говорит детям: «Я соскучилась, вы, наверное, так выросли!»
У Елены Басковой и ее мужа 13 детей. На дистанте трое школьников и трое студентов. Семья живет в коттедже для многодетных, который получила во временное пользование по государственной программе. В доме шесть комнат, но отдельной для каждого ученика нет. Но у каждого есть свой стол и хорошие наушники, поэтому никто никому не мешает.
— Еще весной, когда все это началось, я наблюдала, как быстро включились в процесс учителя. Многое они сами нам объясняли. Конечно, мы переживали, думали, что в ожидании уроков придется сидеть в сети часа по два, но ошиблись. Сейчас все отрегулировано, — рассказывает Елена.
В учебный день она заглядывает к детям, проверяя, все ли в порядке. И ей интересно, как устроены уроки. У Елены два высших образования, она воспитатель.
— Я периодически бываю то на одном уроке, то на другом. И знаете,что особенно радует? Отношение учителей к детям. Еще весной, когда ученики начальных классов тоже были на дистанте, я очень удивилась профессионализму молодых учителей. Это меня сильно удивило и порадовало, — говорит многодетная мама. — Слышала, как учитель обратилась к школьникам: «Я соскучилась, очень хочу увидеть вас, наверное, вы выросли». А еще педагоги говорят детям, что понимают, как им непросто, но сейчас нужно потерпеть. Они постоянно поддерживают их.
Есть у нас в семье студент колледжа, — продолжает Елена. — Однажды наблюдала, как его убеждает преподаватель: «Я точно знаю, что ты сейчас можешь ответить на этот вопрос. На прошлом занятии ты был». И сын отвечает.
Елена Баскова советует родителям разобраться в себе, успокоится. Чтобы дети чувствовали себя спокойно дома, нужно создать доброжелательную атмосферу, считает она.
— Мы не ссоримся с мужем сами, не обижаем криком и наказаниями детей. Так у нас повелось с самого начала. Если вдуматься, все конфликтные ситуации провоцируем мы сами. Нужно выдохнуть, отдышаться, но не срываться. Дети с нами на связи. Все чувствуют и впитывают, — говорит она.
Детям нужна поддержка, чтобы они чувствовали себя защищенными.
— Можно подойти к ребенку во время перемены, положить руку на плечо, отвлечь ненадолго, разгрузить. У нас папа юморист, может так всех в перерыв насмешить, что настроение сразу поднимается, — улыбается Елена.
Она не ругает детей за плохие оценки.
— Сохранить с детьми доверительные отношения — вот что сейчас важно. Двойка? Нестрашно. Ты ее обязательно исправишь. Нет возможности исправить? Значит заработаешь другие оценки. У нас с детьми дружеские отношения, — объясняет многодетная мама. — Я не хочу, чтобы дистанционное образование осталось с нами навсегда. Но от меня дети никогда не слышали и не услышат, что это плохо и мне что-то не нравится. Они же впитывают, начинают копировать наши мысли, озвучивают их. Мы объясняем детям,что сейчас время такое. Не только в России. Весь мир накрыла пандемия. Нам нужно набраться сил и поддерживать друг друга.