Единомыслием исповемы…
10 декабря, в день празднования Курско-Коренной иконе Божией Матери «Знамение», в церковно-административном центре русского зарубежья — Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка — впервые с момента прекращения Евхаристического общения в 1946 году, состоялось сослужение Предстоятелей и членов Синода Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке. В богослужении приняли участие 15 иерархов обеих юрисдикций и Патриарших приходов в США, пятьдесят священников и диаконов.
«Последний раз такое количество молящихся в нашем соборе на престольный праздник я видела разве что при митрополите Виталии, а так много служащих вижу впервые, — с восторгом поделилась одна из постоянных прихожанок синодального собора. — Но разве при прежнем Первоиерархе мы могли предположить, что вместе в алтаре будет молиться духовенство Единой Русской Церкви и Православной Церкви в Америке?»
На протяжении последнего столетия отношения между частями некогда единой Русской митрополии в Северной Америке сменяли периоды примирений и раздоров, причиной которых нередко становилась политика и человеческий фактор. Русская православная епархия в Новом Свете была создана на Аляске в 1795 году, когда Аляска была частью Русской империи. В следующем столетии, после выкупа Аляски Соединенными Штатами у России, все больше и больше русских православных приходов формировались в континентальной части страны, и центр епархии, которая в итоге должна была стать Митрополией, был перенесен в Нью-Йорк.
Захват власти большевиками в 1917 году создал трудности в управлении Митрополией из России, и с 1921 года, с образованием администрации Зарубежной Церкви в Югославии, Американская Митрополия стала частью Русской Православной Церкви Заграницей. Почитаемый в Америке Патриарх Тихон и во время правления в России большевиков продолжал оставаться для православных в Новом Свете объединяющей фигурой. После смерти святителя в 1925 году снова последовал период разобщения, вызванный отношением к положению Церкви в России. Отношения не складывались и между старой эмиграцией, приехавшей в страну до 1917 года в поисках лучшей жизни и «новыми» эмигрантами, оказавшимися в США после октябрьского переворота.
Несмотря на сравнительно успешный для отношений двух Церквей период примирения — с 1935 по 1946 год — церковные распри вновь разделили Митрополию и Синод.
«Первая встреча синодальной комиссии Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке состоялась в октябре 2010 года в Серафимовской церкви в городе Си-Клиф на Лонг-Айленде, — рассказывает секретарь Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви и консультант комиссии протоиерей Серафим Ган. — Предместье Нью-Йорка, Лонг-Айленд в последние десятилетия был свидетелем раздоров между представителями двух юрисдикций. На Лонг-Айленде расположена Центральная администрация ПЦА, два православных прихода — Русской Зарубежной и Американской Православной Церкви. В начале разделения в 1946 году и позже, в 1970-е годы, отношения между приходами порядком испортились. Но мы были свидетелями, как с началом работы комиссии и, главное, с преодолением разделения внутри Русской Православной Церкви, люди стали больше встречаться, общаться, и отношения становились теплее. Теперь уже потомки тех, кто по тем или иным причинам был вовлечен в конфликт, узнали, что у нас общие корни и есть немало доброго в прошлом и настоящем, что должно нас объединить в молитвенном общении и миссионерском служении.
На заседаниях мы обсуждали вопросы, создававшие преграду для Евхаристического общения. Одним из таких являлся календарный вопрос, который смущал некоторую часть нашей паствы. Часть нашего духовенства и прихожан считали странным, как можно вместе служить и молиться с Церковью, которая в своей внутренней жизни придерживается нового календарного стиля? Других смущали некоторые вопросы литургической практики, в частности, отсутствие исповеди перед причастием, как это принято в Православной Церкви в Америке.
Однако, в ходе работы члены комиссии пришли к выводу, что все эти вопросы на самом деле не могут быть препятствием нашему общему служению православным Северной Америки, и взаимоотношения надо строить на фундаменте нашего общего наследия. Как верно говорил выдающийся богослов протоиерей Георгий Флоровский: «Вперед — к Отцам!» И главное — совместно молиться, совершать Божественную литургию, которая есть неисчерпаемое духовное сокровище спасения».
Впервые после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения совместное сослужение двух Первоиерархов ПЦА и РПЦЗ — митрополитов Ионы и Илариона — состоялось в этом году, по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка. А на престольный праздник Знаменского собора Зарубежной Церкви, как было решено, вместе с Предстоятелями будут служить и члены обоих Синодов.
Накануне праздника Курской Коренной иконы традиционно начинает свою работу Синод РПЦЗ. В самый канун праздника состоялось заседание и так называемого Малого Синода ПЦА — нелегким было оно для митрополита Ионы. На повестке дня, в числе прочих, стояли вопросы по проверке работы консультативного комитета по сексуальным злоупотреблениям (в отчете о заседании он стоял первым), отчет об исполнении решений прошедшего в конце октября — начале ноября в Сиэттле 16-го Всеамериканского Собора, корректировка планов работы синодальных отделов, комитетов и комиссий, утверждение планов заседаний Синода на 2012 год.
Уже позже, когда будут сказаны речи и вручены ордена, митрополит Иона признается, что праздничное богослужение его очень укрепило, и поблагодарит митрополита Илариона за возможность «собраться вместе, молиться вместе, чтобы отпраздновать нашу братскую любовь вместе, как единая Церковь».
«10 декабря, день празднования нашей общей святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери, был удачно выбран нашим Первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, — рассказывает протоиерей Серафим Ган. — Некогда мы были одной Церковью, эту святыню знают и почитают православные американцы. Курская Коренная икона именуется «Одигитрией» — Путеводительницей русского зарубежья. И мне хотелось бы напомнить еще об одном недавнем событии. 20 ноября, в годовщину издания святым Всероссийским Патриархом исповедником Тихоном своего исторического указа за № 362 и в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Александро-Невском кафедральном соборе Парижа состоялось сослужение Первоиерарха и духовенства Русской Зарубежной Церкви с Экзархом русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата архиепископом Команским Гавриилом. Теперь можно сказать, что все три ветви некогда единой Русской Зарубежной Церкви возобновили Евхаристическое общение и молились под покровом и по прямому указанию Божией Матери, Которая, верим, все эти нелегкие десятилетия указывает путь русским людям, оказавшимся на чужбине, не дает оторваться от своих корней, ведет их спасительным путем служения вдали от родины и дает мудрость для разрешения раздоров и нестроений».
Разделение, которое и по сей день затрагивает и бередит души, коснулось оказавшихся за пределами родины православных верующих и в Западной Европе, и на северо-американском континенте, и только совместная молитва может указать верный путь к его преодолению.
Предстоятелей Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке связывают узы не только братской любви, но и надежной дружбы, взаимной поддержки. Теперь устранены препятствия к Евхаристическому общению и братская любовь укрепляется и совместным молением у единой Чаши за Божественной литургией, исполняя слова послания к Филиппийцам святого апостол Павла: «Дополните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филип. 2, 2).
Татьяна Весёлкина
Фото диакона Евгений Каллаур
Нью-Йорк