Сегодня от многих учителей и родителей приходится слышать мнение о том, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы для таких детей.
Насколько угрожает их развитию реформа образования, и, если особые школы будут исчезать, что придет им на смену?
Комментирует директор Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский:
Мне кажется, авторы письма либо вообще не читали текст закона, либо прочитали, но ничего не поняли. Школы для детей с особыми потребностями как финансировались, так и будут финансироваться. Что касается школ для одаренных детей, то формально такого типа школ у нас никогда не было, но и они финансировались по особому варианту, и это финансирование тоже сохранится. Особые школы, безусловно, необходимы: например, для детей с проблемами слуха, опорно-двигательной системы, способных к математике или иностранных языкам. И никто их ликвидировать не собирается.
С утверждением же, что в рамках массовой школы невозможны оригинальные спецкурсы, индивидуальные учебные планы, самостоятельные исследования я не могу согласиться, поскольку сам являюсь директором массовой школы. У меня учится 2200 детей, при этом есть у нас и индивидуальные учебные планы, и групповые занятия, и различные творческие проекты реализуются. И все это в условиях нормативно-подушевого финансирования. Оно не исключает творческого подхода к учебному процессу.
Конечно, одно дело – замысел реформы образования, и другое – способы исполнения этого замысла. Будут ли они удачны, разумны, во многом зависит от образовательной политики в каждом конкретном регионе.
Разумно ли идущее в Москве полным ходом слияние школ, судить, на мой взгляд, рано. Года через полтора можно будет сделать какие-то выводы. Любая гипотеза проверяется только на практике. Разумеется, если практика оказывается неэффективна, надо исправлять ситуацию. Но к слиянию школ никого не принуждают. Это СМИ так трактуют события, а на самом деле многим моим друзьям – директорам школ – предлагали слияние, но они сами решали: кто-то согласился, кто-то отказался.
В школе, которой я руковожу, пять зданий. Уже 20 лет так работаем, и я доволен результатом.
Читайте также: