Две гражданки Великобритании, Надя Эвейда и Ширли Чаплин, не смогли убедить суд в своем праве носить нательные кресты на работе. Теперь дело передано в Европейский суд по правам человека.
Какими последствиями грозит обернуться прецедент? С чем связана агрессивно секулярная позиция британского суда? Комментирует Константин Эггерт
Пока речь не идет о государственном запрете на ношение крестов. Речь идет о конкретном деле двух конкретных женщин (одна из них, Надя Эвейда, сотрудница авиакомпании, другая, Ширли Чаплин, — медсестра), от которых их работодатели потребовали либо снять нательные кресты, либо носить их под глухим воротом, чтобы их не было видно. Суды встали на сторону работодателей.
Это не значит, что принят отдельный закон по образцу французского закона о запрете религиозных символов. Пока что это индивидуальные дела двух человек. Но в Великобритании право носит прецедентный характер, и в других подобных случаях, если они будут возникать, на этот прецедент можно будет ссылаться.
Что еще важнее — дело ушло в Европейский суд по правам человека, чем приобретает общеевропейское значение. Напомню, что ранее европейские судебные инстанции отстояли права итальянских католических школ оставить на стенах распятия, так что определенная надежда на подобное разрешения дел этих двух женщин есть.
Правящая в Великобритании коалиция, состоящая, напомню, из консерваторов и либерал-демократов, ведет себя в отношении религиозных сообществ и прежде всего христиан, не менее агрессивно, чем предыдущий лейбористский кабинет. Связано это, в первую очередь, с присутствием в кабинете либерал-демократов, лидер которых Ник Клегг не скрывает того, что он атеист и сторонник ультрастерильного подхода к религии, свойственного части элит ЕС.
Этот агрессивный секуляризм, который раньше проявлял себя в Великобритании не так активно, в последнее время стал весьма настойчивым. Правительство собирается рассматривать вопрос о возможности законодательного разрешения гей-браков.
Думаю, что некоторое косвенное влияние на изменение ситуации в Европе оказала та война против Католической церкви, которую развернул президент США Барак Обама. Он требует от католических медицинских заведений бесплатного предоставления по страховке контрацептивов. Хотел бы ошибиться, но это тренд, который, с одной стороны, обозначает очередной этап в наступлении агрессивно секулярных интеллектуальных слоев и бюрократии на верующих. С другой стороны, это может привести к тому, что западноевропейские и американские христианские общины займут более жесткую позицию в отношении властей. Прежде всего, это касается Католической церкви, которая в последнее время стала значительно более твёрдо выступать против давления правительств — как в Соединенных Штатах, так и в той же Великобритании.