С уходом Хосни Мубарака с поста президента Египта поставлена важная точка в истории Ближнего Востока. Эпоха светского арабского национализма завершилась, на подходе новые идеи, новые люди. Насколько им удастся решить проблемы египетского общества, которые привели к революции, покажет время. Однако, уже сейчас можно сделать некоторые прогнозы на дальнейшее развитие ситуации.
Сейчас перед Египтом стоит несколько важных вопросов, требующих немедленного ответа. Первый — это наведение порядка в стране, восстановление экономики. Кажется, за это взялась армия, которая во время революции не поддержала ни одну из сторон и, таким образом, осталась институтом, консолидирующим общество.
Экономику Египта военные поднять не в силах. Здесь надеяться приходится на лидера оппозиции Мухаммада эль-Барадеи. Его тесные контакты с ООН, США, ЕС, международными гуманитарными и финансовыми институтами должны обеспечить поставки продовольствия, медикаментов и инвестиций в Египет.
До сих пор неясна судьба Хосни Мубарака, прямые обвинения которому могут вынести только «Братья мусульмане». В самое ближайшее время будет решен вопрос о гарантиях бывшему президенту и его семье. Уезжать из страны он, по собственному заявлению, не собирается, однако, скорее всего, покинет ее на неопределенное время, так как серьезно болен, а медицинскую помощь получает в США и Германии.
Поскольку новым руководством было принято решение распустить не только правительство, но и парламент, в Египте сразу начнется подготовка к выборам, которая ознаменуется переговорами между ведущими политическими силами. В настоящее время их сформировалось три:
— Светские националисты — военные, спецслужбы, Национально-демократическая партия. Они могут контролировать порядок, имеют большие финансовые возможности, централизованную организацию, тесные связи с Западом. Однако, после массовых народных выступлений вряд ли смогут контролировать власть в одиночку и пользоваться популярностью у народных масс.
— светское либеральное направление. Интеллигенция, крупные бизнесмены, работники туристической отрасли, коптская община. Возглавляется Мухаммадом эль-Барадеи. Наиболее активно приняли участие в революции, поддерживаются Западом. Однако, их электорат сравнительно малочисленен, а эль-Барадеи не имеет прочных связей в Египте так как прожил за его пределами 30 лет.
— исламское направление. В первую очередь, «Братья-мусульмане». Это не политическая, а общественная организация, которую может поддержать до половины населения Египта. Самая влиятельная сила, однако, не имеющая ни прочных связей с Западом, ни влияния на военную верхушку, ни своих адептов в крупном бизнесе. Особенно слабы их позиции в туризме. Верхушка или разгромлена за 30 лет чрезвычайного положения, или находится в изгнании. Самый главный их недостаток — отсутствие консолидированной политической позиции, политической программы, политической партии, которая ставила бы перед собой цель придти к власти в конкретной стране.
В Турции схожее исламское движение на протяжении 30 лет занималось активной политической борьбой, формируя новые политические программы, отвечая на запросы современности и приобретая политический опыт. Им пришлось поступиться очень многими лозунгами и идеями, однако, в итоге в Турции в 2002 г. смена политических элит произошла бескровно и демократическим путем. По схожему пути пошла палестинская организация Братьев — ХАМАС. Вряд ли до выборов египетские Братья-мусульмане смогут самостоятельно консолидироваться в единую политическую силу с четко поставленными целями и задачами, с актуальной программой и идеологией. Правда, им могут помочь извне: пример Турции очень вдохновляет самых умеренных из египетских Братьев.
В результате подготовки к выборам должна сложиться коалиция из двух политических сил, противостоящих популярным, но не очень организованным традиционалистам. Первую из них возглавляет армия – хороший гарант безопасности в стране, но плохой политик, экономист и социальный экспериментатор. Армии нужно сохранить за собой собственность и общественное влияние, что без массовой поддержки сделать будет проблематично. Именно поэтому египетские генералы будут искать союзников в первую очередь среди прозападных светских либералов, которых сейчас возглавляет лидер оппозиции Мухаммад эль-Барадеи.
Египетская оппозиция, собирающая миллионные митинги против Мубарака крайне разобщена. Требования носят в основном социальный характер, нет ясной политической, экономической программы, партийных структур. Все это можно создать в кратчайшее время только с помощью внешних сил, выходы на которых имеет эль-Барадеи.
Сейчас власть принадлежит переходной структуре — Высшему совету вооруженных сил, который возглавляет министр обороны генерал-фельдмаршал Мухаммед Хусейн Тантауи. Дата новых выборов будет объявлена на следующей неделе, и, скорее всего, они будут проведены не раньше, чем через несколько месяцев. В этот срок ведущим политическим силам страны нужно будет сформировать легальные политические партии, создать программы, сформулировать цели и задачи.
События в Египте могут пойти по следующим направлениям:
Военным удается договориться с либеральной оппозицией. Они формируют некий избирательный блок, с помощью западных экспертов представляют народу Египта программу выхода из кризиса, основанную на универсальных либеральных рецептах: снижение роли государства в экономике, приватизация, привлечение иностранных инвестиций. Текст будет составлен по всем правилам жанра и широко разрекламирован через систему государственных СМИ, однако, реализация программы не принесет решения социальных проблем, которые стали причиной массовых антиправительственных выступлений.
Военные и государственные чиновники не пожелают расставаться с накопленными богатствами, долей в промышленности и элитной недвижимостью. В лучшем случае за счет привлечения иностранного капитала удастся договориться с Западом о поставках продовольствия, однако, это лишь экстенсивный путь решения проблемы, которая всплывет в том же масштабе, что и сейчас через некоторое время. Напомним, именно либеральные реформы 70-х, а затем 90-х гг. ХХ в., породили разрастание чудовищного социального конфликта, а открытие рынка египетской недвижимости для иностранцев сделало жилье недоступным даже для малочисленного среднего класса.
Потенциальное светское политическое объединение либералов и старой военной элиты имеет много шансов на успех на выборах. С учетом привлечения квалифицированной экспертной помощи иностранных специалистов в области политической агитации, информационной экспансии через СМИ победа почти гарантирована. Сейчас даже не столь важно, какой пост займет эль-Барадеи – все равно его роль будет ограничена внешнеполитическим направлением. Реальная же власть по-прежнему останется у военных и сотрудников спецслужб. Это значит, реформы будут половинчатыми, а сама порочная система, приведшая к кризису, сохранится и будет способствовать усилению социальных противоречий.
Какой выбор предоставляется самой массовой и влиятельной организации в Египте – Братьям мусульманам? Очевидно, что за короткий срок аморфное сетевое движение, обескровленное постоянными репрессиями, не сможет состояться как политическая сила и будет претендовать лишь на около трети голосов избирателей. Однако, и у них могут быть иностранные помощники. Радикальные исламисты, получающие гранты из стран Персидского залива, никогда не ставили перед собой задачу участвовать в «сатанинской системе выборов» (за что, кстати, всегда критиковали движение ХАМАС), их численность невелика и серьезно повлиять на результат они не смогут, если только не прибегнут к террористическим методам ведения политической борьбы, от которых организация официально отказалась в конце 70-х.
В настоящее время среди сторонников Братьев-мусульман ведутся дискуссии о политическом будущем организации. Консерваторы настаивают на продолжении социальной миссии, которая когда-нибудь привлечет в ряды организации все народы, поэтому, спешить с участием в политических кампаниях не стоит. Модернисты же с завистью глядят на опыт турецкой партии Справедливости и Развития, которой из маргинального социально-религиозного движения удалось превратиться в правящую (причем, весьма успешно) политическую партию. Правда, при этом пришлось поступиться многими исламскими принципами: в Турции свободно продается алкоголь, а депутаты женщины от правящей партии приходят на заседания парламента без платка.
Египетские «Братья-мусульмане» имеют налаженные контакты с Турцией и активно изучают опыт партии Справедливости и Развития. Однако, неизвестно, победит ли их модернистское крыло в разгорающейся политической дискуссии между различными направлениями Братьев, решатся ли они действительно вступить в борьбу за власть по политическим правилам демократии.
В случае их победы в Египте действительно могут произойти серьезные перемены. В первую будет поставлен вопрос о приватизации огромных активов государственной собственности, находящихся в управлении военных и чиновников. Вырученные деньги могут пойти на развитие социальных программ, которыми так славятся Братья-мусульмане. Поддержка народа в этом случае им будет обеспечена: в коррупции их еще не обвиняли.
Однако, сценарий прихода к власти в Египте Братьев-мусульман представляется маловероятным. Слишком мало у них опыта легальной политической борьбы, партстроительства, работы с СМИ, без чего победы на выборах достичь будет сложно. В любом случае, принимать активное участие в выборах будут в первую очередь модернистское крыло Братьев, поэтому приход к власти радикалов практически невозможен.
Какая судьба ждет египетских христиан – коптов в новом Египте? Несмотря на заявления о поддержке режима Мубарака со стороны ряда церковных авторитетов, христиане вместе с мусульманами стояли на площади Тахрир. С ними стояли и священники. Мусульманские молитвы чередовались с христианскими, и случаев межрелигиозных столкновений замечено не было. Копты требовали того же, что и остальные жители Египта – работы, хлеба, политических свобод. В ходе событий Братья как самая влиятельная социальная организация взяли на себя обеспечение восставших продовольствием и медикаментами, оказывали бесплатно медицинскую помощь не только мусульманам, но и христианам, попутно рассказывая им о миролюбии ислама и общности целей и задач всех собравшихся. Многие из христиан, конечно, боятся прихода к власти радикалов, однако, в любом случае большинство из них выбрали грядущую неизвестность вместо опостылевшей действительности. Тем более, что грядущие свободные выборы позволят коптам как меньшинству обратиться за поддержкой к Западу и постараться получить побольше мест в парламенте, что позволит активнее защищать интересы своей общины.