Почти половина россиян, 45%, — считают, что для них как для избирателей политик, исповедующий православие – хорошо. Чаще так говорят православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (62%), граждане, занятые в области науки и образования (57%) и неработающие пенсионеры (54%).
Для 41% респондентов не имеет значения причастность политика к православию. Среди считающих так – несколько чаще встречаются служащие в военных и силовых структурах (60%).
Для 5% от числа опрошенных: политик, являющийся православным – плохо. Чаще так думают предприниматели и руководители (10%), безработные (8%), жители Дальневосточного (13%) и Приволжского ФО (8%).
Таковы результаты опроса службы «Среда». Их комментирует Екатерина Егорова, политический психолог и консультант, доктор политических наук, президент Центра политического консультирования «Никколо М»:
Думаю, есть несколько причин, объясняющих достаточно большое число россиян, выбравших положительные ответы. Первая — стремление – сознательное или подсознательное – идти, не отклоняясь от «линии партии». Поскольку у нас сегодня власть очень активно играет в православие, многие люди начинают давать социально-приемлемый ответ. Как раз этим можно и объяснить то, что респонденты, занятые в науке и образовании чаще говорят, что православный политик – хорошо, то есть дают этот социально-приемлемый ответ. Я не могу поверить, что образованные люди, рефлексирующие, психологически живущие в ладу с собой, вдруг искренне обратились к вере. На мой взгляд – это какие-то игры. Сейчас все идут в Церковь, потому, что «так надо». Как в свое время надо было быть в КПСС для того, чтобы делать карьеру.
Не верю и в то, что вдруг очень многие представители спецслужб вдруг искренне объявили себя глубоко верующими. На мой взгляд – это исключительно руководство «духом времени». Гораздо понятнее, почему, согласно опросу им, как и военным чаще все равно, православный политик или нет. Они имеют иной опыт, чем другие люди, они видели жизнь с разных сторон, и у них нет каких-то идеалистических представлений о «добрых политиках», им главное – конкретные деловые качества.
Вторая причина – люди, испытывающие определенные жизненные сложности, и не желающие нести ответственность за свою судьбу, стремятся эту ответственность на кого-то переложить. Поскольку у нас нет такого «отца нации», на которого можно было свалить этот груз, он перекладывается на некие мистические силы, которые должны решать личные проблемы граждан, принимать решения за них. Третий фактор: я считаю, что сегодня мозги населения так измучены пропагандой православия и всевозможными манипуляциями на эту тему, что большая часть людей, не очень образованных, не очень духовно сильных позволяет втянуть себя в «обработку» и дает затем соответствующую реакцию. Думаю, что людей, которые пришли к вере давно, и для которых это не последние модные новшества — не так много.
Я считаю любую религию отработанной системой манипуляцией людьми и потому, на мой взгляд, одинаково плохо, если политик исповедует православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Что касается стремления 43% респондентов поддержать кандидата из числа православного духовенства, и предыдущий Патриарх, и нынешний, не декларируя того, что являются политическими фигурами, по ряду вопросов высказывались «очень политически» и их деятельность во многом – политический фактор. Плюс навстречу идет президент, премьер-министр… В регионах вообще, на мой взгляд, происходит активное сращивание государства и Церкви. Видимо, для многих эта ситуация уже де-факто состоялась. Опять же, кто-то поддерживает те самые правила игры, «линию партии», а кто-то считает, что представители духовенства – такие же люди, как и все и вполне могут быть в Думе.
Читайте также:
Нужны ли православные в политике? — опрос службы «Среда»
Роман Лункин: Словосочетание «православный политик» — своего рода ярлык, а не содержательное понятие