Минфин подготовил 13 предложений по оптимизации российского бюджета. Сокращению, прежде всего, подвергнутся расходы на пенсионное обеспечение и образование. Кроме этого, в России вырастут налоги. Бюджет можно сэкономить за счет отказа от двухразовой системы индексации пенсий и ограничения их роста уровнем инфляции и двумя процентами сверху.
Предложен отказ от материнского капитала для вторых и последующих детей (в настоящее время он составляет почти 409 тысяч рублей). Вместо этого средства планируется направлять на адресную поддержку семей с низким достатком. Наиболее существенную помощь доходным статьям в 2013-2019 годы окажет отмена налоговых льгот и оптимизация фискальной сферы.
Что происходит с нашей экономикой и нужны ли подобные меры? Комментирует Алексей Ульянов, член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства.
Действительно текущую экономическую ситуацию в России нельзя назвать благоприятной. Наша экономика «притормаживает». Минэкономразвития понижает прогнозы по темпам роста за этот год: прогнозируется, что он понизится до примерно 1%. При этом текущая статистика показывает, что рост нулевой или близкий к нему.
Примечательно, что цены на нефть продолжают держаться на экстремально высоком уровне. Да, они не растут уже достаточно долгое время, но нынешние 100 — 110 долларов за баррель пять-десять лет назад казалось несбыточной мечтой.
Государство превратилось в наркомана, которому требуется постоянное увеличение дозы. Чтобы хоть как-то поддерживать экономику, нам необходимо, чтобы цена на нефть не только держалась на высоком уровне, но продолжала расти и расти.
А те предложения, с которыми выступил Минфин, были ожидаемы. Ничего кардинально нового здесь нет. Но ничего, кроме искреннего сожаления, вызвать они не могут.
Мы знали, что материнский капитал действует только до 2016 года. Это было ясно и из намеков главы государства Владимира Путина, которые он неоднократно делал, отвечая на вопросы, например, граждан России в прямом эфире, что, скорее всего, программа материнского капитала продлена не будет.
Но именно материнский капитал был одной из немногих действенных мер демографической политики. Об этом говорят и данные статистки, и данные социологических исследований. Материнский капитал действительно стал для многих семей побудительным мотивов для рождения второго или последующего ребенка.
В итоге выросла рождаемость, среднее число детей на одну женщину детородного возраста увеличилось с 1,2 ребенка (самый худший показатель на 2000 год) до 1,6 ребенка. В принципе, это средний европейский показатель. Образно говоря, демографическая ситуация из катастрофической стала просто критической, то есть — все-таки улучшилась.
Но слова экспертов из Минфина о том, что программа материнского капитала свою задачу выполнила, вызывают удивление. Как же можно говорить о выполнении задачи, если, несмотря на рост рождаемости, мы так и не вышли из «красной зоны», у нас по-прежнему идет убыль населения, и смертность выше рождаемости. Не надо забывать при этом, что сейчас рожает поколение последнего советского «беби-бума».
Мы прогнозируем, что после 2015 года ситуация станет катастрофической, когда в репродуктивный возраст войдут рожденные в девяностые годы.
Именно потому нужно не сокращать меры поддержки рождаемости, а увеличивать, вводить новые. Эти меры всем известны: обеспечение семей с детьми доступным жильем, предоставление мест в детских садах, какие-то пособия, возможно, тот же «дополнительный материнский капитал (об этом говорил Дмитрий Медведев) на третьего и последующего детей, что и было сделано в регионах наиболее тяжелой демографической обстановкой, правда размер их существенно меньше).
Вместо этого мы видим свертывание одной из немногих действующих и эффективных мер. Хотя известны случаи мошенничества с этими средствами, по сравнению с тем, что происходит с другими бюджетными средствами, здесь эти масштабы минимальны. Деньги действительно доходят до получателей. Просто достаточно спросить своих друзей и знакомых, которые воспользовались материнским капиталом.
Это одно из немногих направлений, по которому можно получить информацию на сайте Пенсионного фонда. Очень подробно и доступно государству удалось изложить порядок получения этих средств, оформления материнского капитала, (я в этом убедился, в том числе, на собственном опыте).
С ним научились работать риелторы, оказывающие услуги в приобретении жилья или оформлении ипотеки.
Про пенсионный возраст
Непонятно, почему нужно начинать сокращение расходов именно с детей и стариков. Экономить на них не может общество, которое в своей Конституции называет себя социальным государством.
Если говорить о сокращении пенсионных выплат — это тоже вызывает сожаление. Но здесь нужно иметь в виду, что при той демографической ситуации, которая у нас сложилась, мы не потянем самый низкий в мире пенсионный возраст — 55 лет для женщин, 60 для мужчин, а для некоторых категорий населения оговорено право на досрочный выход на пенсию. Таким образом, средний пенсионный возраст в России сейчас примерно 53 года. Такого нет ни в одной стране мира и с этим надо что-то делать.
Увеличение возраста выхода на пенсию — мера крайне непопулярная, власти боятся честно сказать народу правду в глаза: «Если мы не рожаем необходимое количество детей и находимся в демографической яме, скоро просто некому будет кормить пенсионеров». Даже уже сейчас почти некому. Понятно, что пенсионный возраст нужно повышать. Честнее сделать это, чем держать пенсию на нищенском уровне, и урезать индексацию (что предлагается делать со следующего года).
Найти резервы
Резервы для сокращения госрасходов и повышения доходов есть даже в этой кризисной ситуации. Все знают, что происходит с госзакупками. Даже по официальным источникам, по данным Минэкономразвития, по данным Счетной палаты воровство достигло колоссальных размеров — разворовывается триллион рублей из шести триллионов только по федеральным госзакупкам.
Нет нигде в мире ничего похожего на закон № 94 о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — ред.), это просто нонсенс. Когда все перевели на электронные аукционы и стали контролировать саму процедуру вместо того, чтобы контролировать результат.
Получается, что если закупили золотые унитазы с соблюдением процедуры — это хорошо, а если при покупке питания для школ и детских садов отсекли поставщика просроченной продукции — это по мнению Федеральной антимонопольной службы — плохо (оба примера из реальной жизни).
Повторяю, такого абсурда нет нигде в мире.
И здесь в первую очередь следует принимать меры. Этот триллион, который планируется сэкономить на детях и стариках, можно сэкономить на сокращении коррупции в госрасходах, просто перестав изобретать велосипед с тем самым злополучным 94 законом и ускорив переход на федеральную контрактную систему.
И, конечно, нужно начать ускоренную приватизацию огромного количества неэффективной госсобственности, которая сохраняется в России. Это могло принести бюджету сотни миллиардов, если не триллионов, рублей. Если раньше нужно было 70 лет, чтобы показать: госсобственность не эффективна (мы знаем печальную историю советской экономики), то теперь для этого достаточно года два или три. Те активы, которые раньше находились в частных руках, перейдя под контроль государства, зачастую резко теряют в эффективности и ничего кроме «распила» и разворовывания там зачастую не происходит.
Не могу сказать, что это касается всех государственных компаний, но все же подобное стало общей практикой.
Приватизация государственных активов, которые не нужны в таком объеме, за исключением социальной и оборонной сферы, необходима. Это привело бы и к пополнению бюджета, и к росту экономики. Но этим мы заниматься не хотим.
Ситуация в экономике критическая. Но я верю в талантливый российский народ, в том числе, в предпринимателей. Можно только удивляться, что после семидесяти лет отрицательной селекции, когда уничтожались и лучшие предпринимательские силы России, и трудолюбивое крестьянство, у нас все-таки находились предприниматели, которые умудрялись развивать свои активы.
Другое дело, что сейчас у нас вновь — отрицательный отбор. Тот бизнесмен, который свой актив развивает, становится предметом пристального внимания госструктур, которые этот актив просто забирают. Таких примеров мы знаем массу на местном уровне, да и на федеральном их немало — — «Евросеть», «Таганрогский автомобильный завод», ВСМПО-Ависма, НПО «Сатурн», КД-авиа, Dream Industires, аэропорт «Домодедово». Последний даже вопреки заступничеству первых лиц государства все равно хотят отобрать у владельцев.
Но ход истории не остановить никому. Рано или поздно сложившуюся систему не потерпят ни народ, ни элиты и система вынуждена будет измениться. Или — исчезнуть.
Записала Оксана Головко