Эксперты рассказали, почему запрещать мобильные телефоны в школах — плохая идея
В новом учебном году в 23 школах Ленобласти ограничат использование мобильных телефонов на уроках, сообщает ТАСС.
По словам главы комитета общего и профессионального образования Ленобласти Сергея Тарасова, школы решили включить в эксперимент, который проводят Рособрнадзор и Роспотребнадзор. В каких именно учебных заведениях внедрят ограничения, пока не сообщается.
Все решения планируют согласовывать с родителями, говорит Сергей Тарасов. Он сообщает, что в школах смогут ограничивать использование телефонов как на уроках, так и в течение всего учебного дня.
Ирина Лукьянова, писатель, преподаватель литературы в школе «Интеллектуал»:
«Все эти разговоры о запретах мобильных телефонов относятся к какому-то ребенку в вакууме, который не работает на уроке. На самом деле дети разные, разного возраста. Одно дело первоклассник, другое — 11-классник. Первокласснику, может быть, на самом деле не нужен на уроке смартфон. Ему достаточно иметь какой-нибудь маленький кнопочный телефон, по которому мама ему можем позвонить и убедиться, что с ним все в порядке. Старшекласснику же гаджет может быть абсолютно необходим на уроке, если учитель умеет интегрировать пользование девайсами в учебный процесс.
Я могу на уроке дать задание найти информацию, проверить, насколько она правдива. Проверить ложность или справедливость той или иной гипотезы, найти дополнительную информацию. Мне очень часто на уроке бывает нужен текст, потому что далеко не на каждом моем уроке есть интерактивная доска. А еще потому, что система контент-фильтрации бывает настроена таким образом, что нужный текст или ролик на Youtube недоступен.
В принципе сказать детям: «Откройте текст у себя на телефоне» — это вполне нормально, и я так часто делаю. Рассказываю о каком-то писателе, упоминаю о его произведении, о котором дети слышат впервые, и они тут же смотрят в телефоне что-то или находят картину, которую я упомянула. Интерактивные доски в теории работают хорошо, а на практике мы все время упираемся в какие-то технические трудности. И когда у ребенка есть подключение к Интернету, это прекрасно.
У наших детей есть свои шкафчики, где им оставить свои вещи, но оставлять там телефон – не думаю, что это правильно. А в других школах вообще нет запирающихся личных ящичков, а значит, телефон могут стащить. Собирать телефоны на уроке в коробку на учительском столе — тоже не выход: один зазвонит, другой уронят — кто должен отвечать?
Родителю иногда надо срочно связаться со своим ребенком. И бегать и искать, в каком из помещений школы находится в данный момент этот ребенок – не очень хорошая идея. Поэтому родители не в восторге от идеи запретов телефонов в школе. Им телефоны нужны для связи с ребенком и для безопасности ребенка. Если с ребенком что-то случилось в школе, у него должна быть возможность связаться с родителями. Если у родителей вдруг случилось что-то непредвиденное, и они должны предупредить ребенка, у них тоже должна быть возможность сделать это напрямую, а не через классного руководителя, как предлагают сторонники запрета. Классный руководитель может быть на уроке, а телефон его выключен».
Сергей Сехин, директор московской школы №1535:
«Мы не отбираем у детей на уроках смартфоны. Они нам нужны для работы в классе, особенно в старших классах учителя активно задействуют их на уроке. Ведь гаджеты – это всего лишь один из возможных инструментов познания. Сделать вид, что в мире ничего не происходит мы не можем. Учителя сейчас уже не говорят: «Пожалуйста, возьмите мел, встаньте к доске», это было бы неправильно и невозможно. Инструментом можно воспользоваться как во благо, так и во вред. Может ли гаджет служить помощником учителя? Конечно, да.
У нас часть курсов выведена в дистанционный режим. Педагоги размещают в облаке задание, и есть возможность, где бы ни находился ученик, всегда найти это задание, прорешать тест, отправить задачу, задать вопрос.
Есть ряд предметов, которые находятся только в дистанционном поле. Есть дополнительные ресурсы. Например, всевозможные тренинги по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, по отработке разного типа заданий.
В соцсетях учителя тоже активно общаются с учениками, и это абсолютно нормально. У них есть общие чаты, они оставляют сообщения, и это не только школьные задания и вопросы проверочной работы. Они и свои педагогические, воспитательные вопросы могут решать через соцсети. Почему нет? У наших детей есть личные шкафчики. В принципе есть возможность оставить там телефон. Но зачем? Мы им не запрещаем брать мобильный на урок, иногда это бывает просто необходимо.
Павел Боков, директор московской школы №1543:
«С мобильными в школе мы бороться не будем. Мне кажется, или это устройство должно остаться за пределами школы вообще, что по многим причинам невозможно, потому что у ребенка должна быть связь с родителями. Давайте представим ситуацию: в школе стоит некий шкаф с запертыми в нем телефонами всего класса. Теперь прикинем сумму того, что хранится в этом шкафу. Есть подозрение, что в классе из 30 человек эта сумма может приближаться к миллиону рублей. Это сфера ответственности школы? А если полка в этом шкафу рухнет? Мы конечно говорим с родителями, что вещи, которые они дают ребенку в школу, должны быть простыми, недорогими. Но каждый понимает это по-своему. А дети вещи теряют. У нас в канцелярии уже третий год лежит парочка дорогущих телефонов, и никто за ними не приходит. Конечно, надо думать о том, нельзя ли эту детскую потребность в технике превратить в часть учебного процесса. Этим пользуются и учителя: проект «Московская электронная школа» во многом позволяет им это делать.
Запереть в шкафу телефоны? Это как-то бессмысленно. А если там будет два одинаковых? А если они друг другу запаролят доступ? Может быть все что угодно. Наверное, надо попытаться объяснить ребенку, что всему свое время. Время, потерянное на игру в телефоне, потом так или иначе скажется на выполнении школьных заданий. А потом сложно будет наверстать упущенное».