Раевский работает в метро 5 лет, управляет старым составом, никакой автоматики там нет, то есть случившееся — исключительно заслуга его великолепной реакции. «Правмир» побывал на месте событий и записал разговор с Раевским, машинистом ДЕПО «Калужская».
— Что произошло, почему ребенок оказался на путях?
— Выезжая из туннеля, я заметил, что шедший по платформе ребенок резко изменил направление движения в сторону путей. Я применил экстренное торможение до того, как мальчик упал на пути, среагировал заранее.
После того, как поезд остановился, я связался с диспетчером и затребовал снять напряжение с контактного рельса. Естественно, сообщил о том, что на путях находится пассажир.
Открыл дверь кабины, увидел, что ребенок лежит под платформой рядом с контактным рельсом. Получив приказа о снятии напряжения, я действовал согласно инструкции: установил запирающее устройство на пути. Сотрудник полиции помог извлечь мальчика с платформы.
Я убедился, что больше никого нет на путях, снял запирающее устройство, поднялся в кабину управления и доложил диспетчеру: пассажира извлекли, запирающее устройство снято, можно давать напряжение.
— Когда вы увидели, что на путях ребенок, вы попросили его не шевелиться?
— Да. Когда я открыл дверь и увидел, что ребенок лежит под платформой, но визуально у него нет никаких повреждений, он в сознании, я ему сказал не шевелиться и по возможности успокоиться. Пообещал, что мы его через несколько минут достанем.
Когда я вышел из вагона, мальчик не паниковал, был спокоен, сам стоял на ногах. Ребенка передали медикам для осмотра, но никаких травм он не получил. Я же продолжил свою работу.
— Как в такой ситуации в принципе действовать пассажирам метрополитена?
— Я советовал бы при нахождении на платформе не отвлекаться на гаджеты, смартфоны, а смотреть себе под ноги и по сторонам. Потому что такие случаи не единичные и хотелось бы, чтобы их было меньше. В моей практике это первый случай.
— Как правильно действовать пассажиру, если произошло ЧП?
— Если пассажир упал на пути, но при этом в состоянии двигаться и сознании, нужно лечь в канаву между рельсами. Желательно головой в направлении движении поезда, чтобы одежда воздухом не поднималась и пассажир не зацепился ею за вагон.
Если же пассажир находится в начале платформы или около нее, и в состоянии передвигаться, поезда еще нет, нужно отойти в сторону головы вагона, туда, где висят циферблатные часы. И привлечь внимание сотрудников полиции и метрополитена.
— Что определило успех произошедшего? Ваша молниеносная реакция? Правильные действия мальчика?
— Конечно, реакция, и занятия, проводящиеся у нас в депо. Мы все возможные экстремальные ситуации отрабатываем на тренажерах. Конечно, нельзя полностью воссоздать все ЧП, но за счет того, что я ехал и держал руки на устройствах торможения, смог экстренно затормозить, не теряя времени.