Экуменизм и глобализация (Часть 3)
Отец Александр, можем ли мы сказать, что сегодняшние «успехи» экуменизма — это еще один шаг на пути к Апокалипсису?
Безусловно! Когда явится антихрист, он станет мировым правителем и под своей эгидой объединит все мировые религии. Экуменическое движение как раз и есть один из признаков приближения антихриста с его начальной целью: свести воедино все религии и возглавить таким образом объединившееся человечество. Люди тогда окажутся лишены своих индивидуальных, национальных, религиозных качеств. Ведь чтобы «стадом» было легко управлять, нужно всех уравнять под одну гребенку.
Свобода — понятие не демократическое и не политическое, а нравственное. Свобода — это способность пребывать с Богом и хранить свой религиозный идеал в любых условиях. Способность в любых условиях делать правильный выбор, угодный Богу, без учета сиюминутных общественных или личных интересов. И Господь такой свободы личности не подавляет. Он способствует ее раскрытию, помогая человеку в его устремленности к добру. Грех же и нечистые силы — а значит, и антихрист, как их реализация в нашем мире — стремятся обмануть и подавить личность, ограничить эту дивную, дарованную нам Богом свободу.
Но ведь антихрист будет требовать для себя и божеского почитания, будет ожидать, что ему станут поклоняться, как Богу. Вероятно, он-то как раз и будет тем божеством, к которому может прийти все человечество через экуменическое соединение всех религий.
Давайте вспомним значение слова «антихрист». «Анти» означает не только «против», но и «вместо». Антихрист — тот, кто займет место Христа. Господь Иисус Христос — истинный Бог (что бы ни считали представители других вероисповеданий), а антихрист — это самозванец, который присвоит себе имя Божие и назовет себя «Христом», не будучи таковым на самом деле. Это грандиозный обман в мировом масштабе. Когда он произойдет, подлинная нравственная свобода окажется полностью подавлена позволением делать все, сотрутся любые нравственные запреты. Лишенное возможности делать осмысленный нравственный выбор человечество — как стадо из безвольных людей, как безликая масса — объединится под властью антихриста. Одновременно насильственно и якобы добровольно.
И все же: почему идеи экуменизма так близки современной западной цивилизации?
Потому, что в западной культуре радикальный отход от Христа произошел уже давным-давно. В Англии разграбление храмов, отрицание святых и уничтожение их мощей произошло еще при короле Георге Восьмом в шестнадцатом веке. Во Франции это случилось в эпоху так называемой Великой французской революции, которая оказалась для страны чудовищной катастрофой, разрушившей весь ее национальный и государственный строй. В те времена совершалось страшное оскорбление чувств верующих людей. Так, в один из парижских храмов толпа ввела обнаженной и посадила на церковный престол всем известную блудницу. Там воцарилось состояние нечеловеческой одержимости, сатанинского глумления над христианскими святынями. Известный «просветитель» Вольтер призывал «раздавить гадину», понимая под этой «гадиной» христианскую церковь, а значит, и верующих.
В Европе радикальный отход от Христа произошел несколькими столетиями раньше, чем в России. Но у нас, слава Богу, по милосердию Господню, подвиг верующих людей, мученически отдавших свои жизни за Христа, претерпевших в годы гонений на Церковь страшные страдания, настолько высок, что ныне в нашей стране происходит возрождение Православия. И сегодня Россия опять является тем центром, который может спасти мир, Она способна произнести новое слово. Точнее, даже не новое, а просто глубоко забытое слово Истины — для всего остального мира, отказавшегося от Христа.
Существует ряд «официальных» экуменических организаций (например, Всемирный Совет Церквей), проводятся многочисленные экуменические ассамблеи. Что можно сказать о духовном смысле всех этих мероприятий?
Мне кажется, что все это — измена Христу, проявление покорности «духу века сего», духу стяжательства, духу лукавства. К сожалению, экуменизм зародился именно в христианских странах. Он, как некая болезнь, незаметно подтачивает их жизненные силы. Ничего хорошего из этого экуменического движения получиться не может. Ряд православных церквей уже из него вышел. Назрел вопрос о выходе из него и Русской Православной Церкви — тем более, что это сняло бы ряд противоречий, препятствующих нашему воссоединению с Русской Православной Церковью за границей. На фоне всеобщего нравственного упадка это объединение явилось бы ярким свидетельством жизненной силы, правды и исключительности Православия.