«Ситуация на дорогах ухудшится»
Владимир Соколов, председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов»:
— Ситуация на дорогах ухудшится значительно. Почему мы против этих поправок? Электросамокат признан транспортным средством. Он имеет мощный двигатель, причем в некоторых моделях сравнимый с теми, что стоят на мопедах и даже мотоциклах.
Когда электросамокаты двигаются по дороге общего пользования, их владельцы легко становятся жертвами автомобилей, водители которых не слышат электросамокаты и не видят их. Этот транспорт опасен для своего владельца. В 2021 году было 20 смертельных случаев среди водителей электросамокатов, 607 человек ранено. В 2022-м цифры уже уже приблизились к этим показателям. Почти в два раза зафиксирован рост раненых среди водителей электросамокатов. При этом у нас нет официальной статистики по наездам электросамокатов на пешеходов на тротуарах.
Эти поправки не дают возможности признать электросамокаты источником повышенной опасности. Если бы это было сделано, то на водителя налагались бы дополнительные требования, например, запрет оставлять место ДТП, запрет садиться за руль пьяным.
Изменения в ПДД узаконивают то, что электросамокат может со скоростью 25 км\ч ездить по тротуарам. При этом сам водитель принимает решение о снижении скорости, изменении траектории движения, если он увидел пешехода. Водитель может не иметь никаких навыков вождения и быть источником повышенной опасности. Представить, как это будет исполняться на сигвеях, гироскутерах сложно — там невозможно экстренное торможение.
Во всех странах мира эти средства передвижения убрали подальше от пешеходов. На них нельзя ездить ни на тротуарах, ни на пешеходных пространствах, разрешено только в парках, рекреационных зонах. У нас же легализовали движение моноколес, сигвеев по тротуарам со скоростью 25 км\ч, при этом ответственность водителей приравнена к ответственности пешеходов.
При смертельном случае водителю грозит 2 года тюрьмы. А нахождение в пьяном виде — не отягчающее обстоятельство.
Дети на электросамокатах с 14 лет могут двигаться по дорогам общего пользования со скоростью 25 км\ч, для них нет ограничения скорости. Они могут ездить там , где разрешенная скорость 60 км\ч (плюс ненаказуемое превышение в 20 км\ч). Родители против этого. А Минтранс разрешает.
Получается, что пешеход, выходя на улицу, озирается по сторонам — не едет ли электросамокат? В местах отдыха происходят постоянные конфликты между пешеходами и теми, кто ездит.
Пока поправки в правила дорожного движения направлены на то, чтобы покупали электросамокаты, брали их в аренду. Это уже не детские самокаты, у них мощный аккумулятор, большая масса. Они опасны для любого пешехода, даже взрослого. Водители электросамокатов должны иметь права для того, чтобы ездить в потоке автомобилей.
Мы считаем, что эти поправки не соответствуют требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
«Новые правила неэффективны»
Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза:
— С каждым годом травматизм из-за средств индивидуальной мобильности (СИМ) растет, летальных случаев и травм все больше и больше. Поэтому то, что правила наконец появились — это хорошо. Произошли хоть какие-то изменения — в скоростном режиме, в регулировании мест, где на СИМ можно перемещаться. Если раньше самокатов в принципе не было в ПДД и административном кодексе, и они приравнивались к пешеходам, то теперь это, к счастью, изменилось. Но то, в каком виде новые правила существуют — вызывает много вопросов.
Например, ограничение скорости — отличное правило, но каким образом это будет отслеживаться? С прокатными самокатами все понятно — у них есть зоны в городе, и электронным способом оператор ограничивает в этих зонах скорость. Технически увеличить ее просто невозможно. Но как это будет работать с личными самокатами?
Допустим, при ввозе самокатов в страну будут контролировать скорость, это будет где-то прописано, но наверняка найдутся умельцы, которые вскроют плату и изменят параметры. Кроме того, даже на скорости 25 км/ч можно нанести очень серьезные увечья — это школьная физика. Человек даже если просто упадет плашмя, может убиться, представьте, что его толкнет на скорости 25 км/ч самокат весом 15 килограммов, на котором стоит человек весом 75 килограммов. Представляете себе последствия?
Еще вопрос — кто все эти новые правила будет контролировать? На улицы выведут сотрудников ГИБДД с радарами и они встанут на велодорожки? Это абсурд! Здесь совершенно необходима работа камер фото- и видеофиксации, потому что они сегодня выполняют основную положительную функцию. То есть камеры нужно запрограммировать, чтобы нейросеть, контролирующая самокаты, определяла лица людей, которые на них едут.
Но для того, чтобы это делать, нужно самокаты идентифицировать, то есть поставить на них номера. Только так можно зафиксировать нарушение и выписать штраф. Если этого не будет, то изменения — филькина грамота, которая сделана для проформы, а люди как ездили, так и будут ездить.
Или возьмем людей, которые становятся на самокат в состоянии алкогольного опьянения. Если на них будут распространяться правила дорожного движения, то они будут наказываться, как и водители автомобилей, но их опять же необходимо идентифицировать. Если не регистрировать транспорт, то все это нормально работать не будет. Это не будет мерой, которая может массово фиксировать и предотвращать нарушения.
Я часто вижу, как в городе по тротуару Садового кольца едут три прокатных самоката — занимают всю плоскость тротуара, да еще по двое. Или устанавливают ручки для ребенка, что тоже запрещено. На самокате должен ехать только один человек, и в других странах это регулируется законодательно. Или курьеры, которые несутся, не глядя на пешеходов и светофоры, потому что им надо поскорее доставить заказ и получить деньги.
При этом мы не говорим о том, чтобы запретить СИМ полностью — регресс невозможен. Это было бы равносильно тому, чтобы отказаться от автомобилей и пересесть на повозки с лошадьми. Чтобы повысить безопасность, нужно не запрещать, а регулировать и контролировать, но так, чтобы это было эффективно. Пока не прекратится этот хаос, результата не будет.
«Кто будет все это контролировать?»
Александр Нилов, организатор движения городских самокатов Let’s Kick:
— Новые правила — это не ужесточение законодательства. Правил как таковых не было. А теперь они появились. Это выход из «серой зоны».
Мы оцениваем это положительно. Как минимум потому, что в случае конфликта можно будет обладать какими-то аргументами, которые прописаны в ПДД. Сейчас возникают ситуации, когда решение о штрафе лежит целиком и полностью на сотруднике ГИБДД. В одном городе он говорит, что вы — водитель мопеда, и у вас отнимают права, в другом — признает вас пешеходом и выписывает небольшой штраф.
Делать прогнозы нельзя. Вся информация, которая есть — это пресс-релиз на сайте правительства. Там есть всего пять пунктов, которые есть в поправках. Поправки, которые предложил Минтранс, — на 15 страницах, это объемный документ, который содержит много предложений и идей. И мы не знаем, какая финальная версия была одобрена правительством. В поправках изложены особенности, которые повлияют на безопасность на дороге.
Например, возьмем максимальную скорость. Кто это будет контролировать? Сейчас есть огромное количество жалоб на велокурьеров. Она разъезжают по тротуарам, сбивают людей. Даже по текущим правилам владельцы электровелосипедов не имеют право ездить по тротуарам. Эти правила не контролируются никем. Хотя они прописаны и за их невыполнение предусмотрено наказание.
Проблема в доказывании факта того, что произошло правонарушение. В предварительном тексте Минтранс предлагал, чтобы контроль осуществлялся с помощью видеосъемки. Но камеры есть не везде.
Для выезда на проезжую часть человек должен достигнуть возраста 14 лет. И мы возвращаемся к каршеринговым сервисам — они запрещают пользоваться электросамокатами лицам младше 18 лет. Вопрос — кто будет за этим следить?
Есть мнение, что это неработающий закон. Если не будет контроля — так и получится.