«Один ребенок уперся лбом в руль, другой в кенгурушке висит». Электросамокаты, травмы и правила, которых нет
Смерть и травмы
Правила безопасности, написанные производителями к любому электросамокату, запрещают кататься на нем вдвоем. Так средством индивидуальной мобильности (СИМ) становится гораздо сложнее управлять. Но люди это часто игнорируют.
— Мой брат регулярно возил семилетнего сына на электросамокате в бассейн. Они ездили вдвоем, — рассказывает Елена Уварова. — До тех пор, пока переднее колесо не попало в какую-то ямку. Это произошло на довольно безлюдной улице. Они перелетели через руль. Брат проломил голову — закрытая черепно-мозговая травма, мальчик сломал руку.
Мой брат лежал на асфальте час, пока ребенок со сломанной рукой искал помощь. Он до сих пор заикается. Нельзя на этих штуках ездить вдвоем.
Тем не менее я регулярно вижу, как мамы ездят с совсем маленькими детьми. Один ребенок впереди стоит, упираясь лбом в рулевую стойку, второй в кенгурушке за спиной висит. Жутко смотреть.
И это не первый случай, когда в ДТП попадают люди, которые ехали на электросамокате вдвоем. Так, в середине июля в Воронеже мальчики девяти и одиннадцати лет ехали на электросамокате по проезжей части. Причем вел самокат младший ребенок. При выезде со второстепенной дороги на главную мальчик не пропустил автомобиль. Электросамокат врезался в машину. 11-летний мальчик скончался в больнице, 9-летний получил тяжелые травмы.
Травмы получают и взрослые, которые водят электросамокат. В июле в Петербурге мужчина погиб, упав с транспортного средства. При падении он разбил голову об асфальт. Местные жители отмечают, что в этом месте очень плохое состояние дорог. Самокат попал в одну из многочисленных выбоин.
В схожей ситуации оказался и Денис Владимиров.
— Я ехал на электросамокате на скорости не более 10 километров в час, — рассказывает Денис Владимиров. — Я зацепился колесом за бордюр, перелетел через руль. Мне очень повезло, я упал на газон, головой в куст. Если бы я упал на асфальт, все было бы гораздо хуже. Но даже так у меня был сильнейший ушиб. Я три недели восстанавливался, дышал с трудом. До ребер не мог дотронуться.
78,8% случаев ДТП со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — это наезд на пешеходов, причем треть из них случились на пешеходных переходах.
Транспортное средство двигается почти бесшумно. При этом может нанести сильный удар.
— Я просто шла по тротуару, вдруг сильный толчок сзади, — говорит Вероника Бондаренко. — Я резко упала лбом об асфальт. Почувствовала очень сильную боль в руке. Девушка на электросамокате, которая меня сбила, помогла мне встать, с ужасом посмотрела на меня и вызвала скорую. У меня была содрана кожа со лба и со щеки, сломана правая рука. Сейчас хожу в гипсе. В зеркало не могу смотреть, половина лица покрыта коркой.
Из-за травмы Вероника потерялась возможность работать.
— Моя профессия — художественная вышивка. Я вышиваю на заказ картины или делаю вышивку на одежде. Работать теперь я не могу. И неизвестно, смогу ли вообще. Пока у меня ни один палец не сгибается. Я хотела подать на девушку в суд. Но адвокаты говорят, что толку не будет. Она ехала на самокате, взятом напрокат, со скоростью не выше 25 километров в час. Суд будет рассматривать наш случай как столкновение двух пешеходов. Какой это пешеход может нестись с такой скоростью и так бесшумно?
В мае 9-летний мальчик попал в больницу в Петербурге после того, как его сбил 32-летний мужчина на электросамокате. Школьник катался по парку на велосипеде, они столкнулись. Ребенка увезли в больницу в тяжелом состоянии с открытой черепно-мозговой травмой, ушибом головного мозга средней степени тяжести, переломом лобной кости.
5 июня после столкновения с электросамокатом в Москве скончалась 83-летняя женщина. 11 июня по такой же причине с территории ВДНХ с сотрясением, переломом лобной кости и ключицы госпитализировали 5-летнюю девочку. 14 июня на улице Маршала Катукова в Москве погиб мужчина, управлявший электросамокатом.
«Средства индивидуальной мобильности» прочно вошли в хронику дорожно-транспортных происшествий.
То ли пешеход, то ли мотоцикл
Подавляющее большинство ДТП с электросамокатами происходят в Москве, Петербурге и городах-миллионниках. Сервисом проката электросамокатов в столице пользуются полтора миллиона человек, по данным мэрии.
— Количество происшествий с этими устройствами растет каждый год, — говорит Владимир Соколов, председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов». — Причем их больше, чем указывает официальная статистика. Потому что она учитывает только ДТП, то есть то, что произошло на проезжей части. Столкновение электросамокатов на тротуаре, наезд на пешеходов в эту статистику не попадает. Причем второй случай предлагается рассматривать как столкновение двух пешеходов — один из которых бежал быстро, а второй стоял на месте. ГИБДД в таких ситуациях не приезжает.
Электросамокат, как и все средства индивидуальной мобильности, находится в серой юридической зоне. Его нет в правилах дорожного движения. В случае судебных разбирательств его признавали и пешеходом, и транспортным средством. Сейчас по существующим правилам ПДД и сложившейся судебной практике электросамокат мощностью до 250 Вт считается пешеходом. Если владелец такого устройства сбил человека и скрылся с места преступления, его невозможно даже оштрафовать. Пешеходов ведь не штрафуют за случайное столкновение с другим пешеходом.
Электросамокаты, которые считаются пешеходами, могут двигаться по тротуарам и пеше-велосипедным дорожкам. Но не по велосипедным дорожкам!
Если же у электросамоката мощность выше и он может разгоняться до 50 километров в час, он уже, согласно сложившейся правоприменительной практике, считается мопедом. Владельцы таких самокатов подпадают и под административную, и под уголовную ответственность как владельцы транспортного средства, хоть и не зарегистрированного. Так как правил регистрации СИМ не существует.
Мощные электросамокаты могут разгоняться и до 70 километров в час. И по существующим ПДД должны уже считаться мотоциклами. Но еще ни один суд не признал в электросамокате мотоцикл. Управляющие такими агрегатами люди должны иметь права любой категории, ездить в шлеме и только по проезжей части или обочине. За езду по тротуарам на мощном самокате человек заплатит штраф 2 тысячи рублей.
Все это условно, никем не контролируется, почти никем не соблюдается и становится откровением для большинства только в суде. Кроме того, мощность большинства шеринговых электросамокатов больше 250 Вт. Просто прокатные сервисы устанавливают на них ограничение скорости до 25 километров в час.
Две трети погибших в ДТП с электросамокатами приходятся на СИМ с мощностью электродвигателя от 250 Вт до 4 кВт, по данным МВД. И только десятая часть таких ДТП — это происшествия с прокатными самокатами.
— Аварии с электросамокатами, в тех случаях, когда виноват самокатчик, чаще всего связаны с несоблюдением скоростного режима, а также — приоритета присутствия на проезжей части или на тротуаре, — поясняет Александр Нилов, организатор движения городских самокатов Let’s Kick. — Но если для велосипеда это нарушение ПДД, то для самоката правил дорожного движения нет. Трактовка правил такова, что в одном городе России вас могут оштрафовать за то, что вы на электросамокате едете по проезжей части, в другом за то, что вы едете по тротуару. Никакого четкого понимания со стороны ГИБДД и со стороны судов нет. Есть прецеденты, когда на абсолютно идентичных самокатах люди получают совершенно разные санкции.
Поправки есть, но принять нельзя
Вместить этот хаос в юридические рамки уже четыре года пытаются Минтранс, МВД, ГИБДД и правительство. Минтрансом еще в 2019 году подготовлены поправки в ПДД, которые определяют место СИМ в мире транспорта и пешеходов. С тех пор эти поправки претерпели четыре редакции.
Ведомства бьются между собой по принципиальным вопросам — считать электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности транспортными средствами, как ограничивать их скорость, куда пускать их ездить, с какой скоростью и как штрафовать нарушителей.
Для движения по тротуарам и пешеходным зонам допустят только аппараты не тяжелее 35 килограммов, а их максимальную скорость ограничат до 25 километров в час, согласно последней редакции поправок.
Мэрия Москвы и Минпромторг предлагают «прошивать» ограничитель скорости программно при ввозе устройств в Россию. На дорогу для движения в одном потоке с машинами допустят СИМ с тормозами, светоотражателями, фарой и фонарем, а также звуковым сигналом. На проезжую часть на мощных самокатах будут допускаться дети только старше 14 лет.
Эта редакция поправок появилась год назад. Но принять их не могут, потому что в 2018 году ввели мораторий на внесение поправок в правила дорожного движения. Минтранс и МВД вносили их каждый год в большом количестве. Население о них не информировали, в итоге вносить изменения в правила дорожного движения вообще запретили. Теперь ПДД можно переиздать только целиком. Из-за этой юридической ловушки электросамокаты никак не могут попасть в законное поле.
«Законопроект о внесении поправок в ПДД, касающихся СИМ, проходит необходимые процедуры согласования», — комментируют ситуацию в Минтрансе. Сколько это еще продлится — неизвестно.
Тем временем МВД, Госдума и Министерство транспорта продолжают генерировать инициативы об электросамокатах. Министерство транспорта предлагает запретить людям на аппаратах весом более 35 килограммов выезжать на тротуары.
Комитет Госдумы РФ по строительству и транспорту выдвинул другую инициативу — ввести госномера для электроустройств, обязать их приобретать ОСАГО, а также ограничить их максимальную разрешенную скорость для передвижения.
Комитет также предлагает выделить отдельные полосы для их движения и ограничить минимальный возраст для их использования.
Во многих городах России начали запрещать ездить на электросамокатах там, где много пешеходных дорожек. В Москве и Санкт-Петербурге ввели в городе медленные зоны, где нельзя разгоняться на электросамокате быстрее 10 километров в час.
Под эгидой Минпромторга разрабатывается ГОСТ для ввозимых в страну электросамокатов.
Ситуацию чуть подправят
Верховный суд в марте признал электросамокат транспортным средством. И пресса писала, что теперь все самокаты должны соблюдать ПДД. Но юристы прояснили, что право в России не прецедентное и транспортным средством по решению Верховного суда может считаться только конкретный электросамокат, дело о котором и разбиралось в высшей судебной инстанции. В августе Верховный суд уже признал другой электросамокат пешеходом.
Это киборгообразное положение самокатов между пешеходом и транспортным средством 27 июня обсуждали в Совете по правам человека при президенте РФ. Однако представители Минтранса, отвечающие за поправки в ПДД, на этом заседании не появились. СПЧ направил в правительство запрос с просьбой ускорить принятие проекта поправок в ПДД и разработку ГОСТа для средств индивидуальной мобильности.
Поправки в существующем виде категорически не устраивают Союз пешеходов.
— Последние три года мы боремся за то, чтобы поправки не были приняты, потому что будет только хуже, — говорит Владимир Соколов. — Поправки разрешают движение по тротуарам со скоростью 25 километров в час. Разрешают детям с 14 лет ездить по обочинам проезжей части дорог, где ограничение скорости 60 километров в час и превышение на 20 километров ненаказуемо. Поправки только запретят ездить по дорогам моноколесам и сигвеям.
Созданные поправки больше соответствуют интересам бизнеса, который предоставляет электросамокаты в аренду, чем вопросам безопасности пешеходов, считает Владимир Соколов.
Союз пешеходов предлагает профильным ведомствам обойтись с электросамокатами жестче. Часть самокатов по мощности и по скорости отнести к мопедам и не допускать их на тротуары. В одну с пешеходами зону пускать только детские электросамокаты, которые должны двигаться со скоростью не более чем 10 километров в час. Причем скорость на этих устройствах должна быть установлена производителем.
Владельцев мощных самокатов от 4 кВт Союз пешеходов предлагает обязать получать права. Скорость электросамокатов, которые приравниваются к мопедам, общественное движение хочет ограничить до 20–25 км/ч. При этом разрешить им двигаться только по велодорожкам, которые отделены от тротуаров и пешеходной зоны тротуарным камнем или другим ограждением. Финансировать строительство велодорожек предлагается за счет национального проекта «Безопасные и качественные дороги», на который выделено 4 миллиарда рублей.
На такие меры в Министерстве транспорта идти не согласны. В начале года Минтрансу удалось согласовать свои поправки с Минюстом и Минэкономразвития.
— Ясно, что эти поправки противоречат элементарным представлениям о безопасности, — возмущается Владимир Соколов. — Человек, который встал за руль мощного электросамоката, должен понимать, что у него такая же ответственность, как и у водителя транспорта.
Союз пешеходов обратился за помощью в Совет по правам человека. Но на ситуацию это не повлияло.
— Сейчас идет борьба за то, чтобы признать часть электросамокатов механическими транспортными средствами и на тротуаре снизить скорость до 10 километров в час, — говорит Владимир Соколов, — но пока превалирует то, что предлагает Минтранс.
Зато Движение автомобилистов России разделяет требования Союза пешеходов к электросамокатам.
Автомобилисты и пешеходы единым фронтом выступают против этих устройств на тротуарах.
— Ограничения для электросамокатов просто необходимы, — убежден Ян Хайцеэр, вице-президент Национального союза автомобилистов России. — Опасность электросамоката в том, что он имеет только переднюю амортизационную вилку. Там довольно дешевая пружина. Она как-то пружинит, но когда у тебя небольшие колесики, ты можешь упасть на любой выбоине. А есть самокаты вообще без амортизационной вилки. Когда ты так близко к рулю, невозможны резкий маневр и резкий тормоз. Резкий тормоз — и ты переваливаешься вперед, самокат летит за тобой.
Один из авторов поправок, глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, считает, что на безопасность человека на пешеходной дорожке в парке эти поправки в ПДД не повлияют.
— В этом случае рассчитывать на разработанный проект изменений ПДД как решение проблемы не приходится, — сказал он «Известиям», — поскольку парки и прочие участки инфраструктуры, не входящие в систему улично-дорожной сети, не входят в область регулирования ПДД. Обеспечение безопасности на таких территориях — это целиком и полностью прерогатива либо администрации парка, либо органа исполнительной власти субъекта, либо муниципальных властей.
Также он заявлял, что МВД не сможет полностью контролировать электросамокатчиков и поправки лишь «чуть подправят ситуацию, но принципиально ничего не решат».
Между тем во Франции, Швейцарии, Австрии, Италии электросамокатам запрещено ездить по тротуарам. В Бельгии при движении по тротуару нельзя ехать быстрее пешеходов, обгон грозит штрафом. В Польше можно выезжать на дороги, где разрешенная скорость не превышает 30 километров в час. При движении по тротуару нельзя обгонять пешеходов.
У нас же электросамокат пока остается и пешеходом, и транспортным средством, которое можно встретить везде.
— Я иду по тротуару, с одной стороны у меня ребенок и с другой ребенок, — говорит Ян Хайцеэр, — и мне хочется на голове зеркала заднего вида отрастить. Электросамокат же не слышно.
Фото: freepik.com