Ксения Голубович (поэт, переводчик, литературный критик, член жюри): Задача премии – направить луч внимания на жанр книг для умного чтения, которые могут быть интересны разным сообществам, в реальной жизни не пересекающимся.
Про победившую книгу я могу сказать: Елена Дорман подарила нам протопресвитера Александра Шмемана в том виде, в котором мы его не знали – проводив его из сферы богословия в сферу культуры.
Новая книга создана буквально из невидимого, поскольку лекции протопресвитера Александра были в своё время прочитаны перед четверыми студентами и остались только в записи.
Олег Генисаретский (искусствовед, философ, председатель жюри): Любые премии – это своего рода игра. И выбор одной книги неизбежен по условиям игры. Однако в любой игре есть правило – важно участие.
В то же время премия – это невероятно удобный повод, чтобы обратить внимание на асимметрию. В умной литературе заинтересована не только гуманитарная общественность, у научно-технической интеллигенции интерес к ней не меньше. Но общественность, заинтересованная в умной книге, у нас так невелика по массе, что важно было бы её консолидировать, обратить её внимание на те или иные издания. В этом и заключается задача премии.
В своё время Гилберт Кит Честертон говорил о «христиански истинах, сошедших с ума». В нашей жизни теперь тоже есть ряд идей и смыслов, которые перестали быть мыслями. Они готовы, и думать уже не надо. Поэтому любое обращение к смыслу надо ценить.
Книга Шмемана «Литургия смерти» заострённее и личностно обращённее того, что он писал в других сочинениях. Можно сказать, что это – школа благочестия, добросовестность – понятие, о котором очень мало говорится или говорится в очень узких кругах.
Как только у нас говорится о церковной культуре, все почему-то вспоминают процесс секуляризации, причём считают, что он закончен. Но это не так: секуляризация не завершена, как не завершён и процесс Просвещения.
Известен пример, когда древние военные магические игры стали со временем Олимпийскими. Так что источник секуляризации бесконечен. Но существует и обратный процесс – «мистификации», выявления мистичности и сакральности отдельных явлений.
Ксения Голубович: Именно как ведущий момент секуляризации протопресвитер Александр Шмеман выделял меланхолические европейские размышления о смерти.
Елена Дорман (редактор, переводчик, автор книги-лауреата): То, что сказано в этих лекциях, протопресвитер Александр Шмеман говорил всегда, но никто не писал о смерти так, как он. Он пытался вернуть смерти законное место в жизни христианина, её первоначальное понимание и значение.
Сравните тексты ранних служб, где все вместе и «у Бога все живы» и нынешнее состояние, когда отпевание стало отдельной требой, и требой частной. Как будто не Церковь отпевает своих чад, но это делают их родственники.
Книги протопресвитера Александра Шмемана многие читали, но они никогда нигде не отмечались, и поэтому нынешняя премия – особо ценна для меня.
Владимир Ананич (директор издательства «Гранат», издатель книги-лауреата): Смысл книги Шмемана – «Смерть, где твоё жало? ад, где твоя победа?»
Любопытно, правда, что гриф Издатсовета на неё не дали, им не понравилось название. Они предлагали что-то про заупокойные службы. Говорят, что теперь в некоторых храмах нашу книжку продают, что называется, из-под полы.
***
Помимо книги протопресвитера Александра Шмемана, в шорт-лист премии имени Александра Пятигорского в 2015 году вошли:
- книга «Спор о Платоне: Круг Штефана Георге и немецкий университет» (М.: Издательский дом ВШЭ, 2012). Автор Михаил Маяцкий;
- роман «Бэтман-Аполло» (М.: Эксмо, 2013). Автор Виктор Пелевин;
- книга «Время После. Освенцим и ГУЛАГ: Мыслить абсолютное Зло» (М.: Логос, 2013). Автор Валерий Подорога;
- публикации блога «Башня и лабиринт»: «Современная ситуация в архитектуре и проблемы формирования новой парадигмы ее теории и системы профессионального образования» (Статьи 2013-2014 годов). Автор Александр Раппапорт.