Сегодня от многих учителей и родителей приходится слышать мнение о том, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы для таких детей.
Насколько угрожает их развитию реформа образования, и, если особые школы будут исчезать, что придет им на смену?
Комментирует кандидат педагогических наук, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская:
В Москве действительно очень стремительно происходит слияние школ, и авторы письма – московские педагоги – этим обеспокоены. Я тоже считаю, что это не очень продуманная акция. Нельзя с такими вещами спешить. Слияние – административная акция, которая ломает сложившуюся систему. Может, стоит сначала не ломать, а хотя бы изучить ситуацию и просчитать последствия такого вмешательства?
Практика слияния школ в мире существует, но, как правило, прежде, чем принимают решение о слиянии, школе дается несколько лет на исправление обнаруженных у нее недостатков. Ведь задача любой реформы – совершенствование школы, а для этого нужно время.
Также я согласна с авторами, что детям, которые нуждаются в специальных образовательных услугах (я бы меньше говорила здесь об одаренных детях, но больше – о детях с особыми образовательными потребностями), удобнее учиться в школах с небольшим количеством учащихся. Чем уязвимее ребенок, тем важнее, чтобы он был постоянно в поле зрения, а в слишком большой школе трудно уделить ему необходимое внимание.
Опыт многих школ свидетельствует о том, что в результате объединения сильных и слабых школ именно такие дети страдают в первую очередь – они не вписываются в новую образовательную среду и в конце концов уходят в такую же слабую школу, как и та, где они учились раньше.
А вот насчет специальных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья я не во всем согласна с авторами письма. Детям, которые учатся в таких школах, потом, после окончания школы, бывает очень трудно социализироваться. Хорошо, когда они оказываются в общеобразовательной школе, среди сверстников и не чувствуют себя изолированными от общества..
Другое дело, что этим детям в общеобразовательной школе надо предоставлять услуги такого же качества, как в специализированной школе, что не всегда возможно – где-то норматив рассчитан неверно, а где-то педагоги не имеют соответствующей подготовки. Это еще одна причина, по которой нельзя спешить со слиянием и трансформацией, а в Москве, увы, торопятся.
Специализированные школы тоже необходимы – есть дети, которые даже физически не могут находиться в общеобразовательной школе. Например, дети с тяжелой формой ДЦП – им нужно специальное оборудование. Но можно посмотреть на опыт других стран: с какими проблемами дети включаются в общий образовательный поток (это называется «инклюзивное образование»), а с какими обучаются в специализированных школах- интернатах?
Есть и третий путь, когда школы для детей со специальными потребностями существуют как ресурсные центры – на некоторые занятия дети приходят туда, их учат специально подготовленные педагоги, а часть предметов они изучают в общеобразовательной школе. Армения начала вводить такую систему, и уже есть неплохие результаты.
Что касается нормативного финансирования, то оно существует в большинстве развитых стран и нигде не привело к унификации школ. Само по себе нормативное финансирование образованию не угрожает. Вопрос только в том, насколько удачно будет разработан норматив, насколько он учтет интересы разных групп детей и их семей.
Читайте также: