Елена Жосул: «Церковь хотела бы предотвратить не критику, а безграмотность»
Синодальный информационный отдел готовит пособие для «светских» журналистов – в него войдет каталог типичных ошибок, которые допускают СМИ, когда речь заходит о Православии. Чтобы сделать каталог максимально полным, создан специальный коллектор – теперь любой желающий может отправить обнаруженные ляпы на адрес wrong-right@sinfo-mp.ru. Не вернут ли инициативы отдела цензуру в СМИ и чем эти нововведения грозят журналистам, в интервью сайту Православие.ру рассказала советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул.
Мы хотим оказать помощь коллегам при работе с такой особенной темой, как религия. На первом этапе наш guidebook будет выпущен в печатном варианте – как карманное пособие. Справочник будет распространяться по редакциям ведущих СМИ, в первую очередь федеральных. А затем он появится в Интернете – на создаваемом сайте Синодального информационного отдела либо на отдельном сайте. То есть мы приложим все усилия, чтобы информация нашего справочника была широко доступна.
А дальше встает вопрос персональных стандартов качества каждого конкретного журналиста, его личного профессионализма. Если человек обнаруживает, что работает с ошибками, что его работа не может быть признана до конца профессиональной, он махнет на это рукой или примет к сведению? Тут каждый решает для себя. В силу, видимо, наличия или отсутствия внутреннего самоуважения, готовности к профессиональному росту либо апатичного отношения к тому, чем ты занимаешься.
Здесь можно было бы завести долгий разговор о кризисе журналистской профессии в целом, снижении критериев оценки качества и т.п., о неготовности представителей СМИ не просто православную лексику использовать без ошибок, но и корректно цитировать слова спикеров – любых, не только духовенства, разумеется, – о неготовности бережно обращаться с фактами. Но в данном случае мы воздержимся от критики. Есть конкретная проблема, есть возможность принять меры для ее решения – или, по крайней мере, минимизации, – и мы это делаем.
Ошибка – это одно, а преднамеренная провокация и клевета – совсем другое. В случае ошибки можно в рабочем порядке связаться с редакцией и попросить исправить, при необходимости – дать опровержение. Так обычно и происходит, это неизбежные казусы любой информационной работы.
Но чувства верующих обычно оскорбляют не случайные журналистские промахи, а сознательные ложь и поклеп в адрес Церкви и ее представителей. Возможная реакция на такого рода вещи, кстати, подробно описана в документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», его можно внимательно почитать всем интересующимся.
Подобные прецеденты находятся за рамками тематики того пособия, о создании которого идет речь. Справочник будет включать в себя не подборку антицерковных мифов и замшелых образцов атеистической риторики, а перечень случайных ошибок и варианты их исправления. Причем реестр ошибок – это лишь один из его разделов. Там будут, к примеру, и практические рекомендации светским корреспондентам, видеооператорам, фоторепортерам, которые обращаются к освещению церковной тематики, готовят сюжет о Церкви.
Мы вовсе не ставим себе задачи подвергнуть обструкции какие-то конкретные СМИ, начать «репрессии» против светского журналистского сообщества, навязать цензуру. Это не утверждение железобетонных непререкаемых критериев написания статей о Церкви, а рекомендации, которые станут хорошим подспорьем в ежедневной работе. К слову сказать, все журналистские ошибки в справочном пособии будут представлены «анонимно» – без указания конкретного издания или автора.
Журналист может писать о Церкви сколь угодно критично, иронично, скептически – никто не вправе запретить ему выражать личную позицию по отношению к процессам, происходящим в православной среде. Церковь хотела бы предотвратить не критику в свой адрес, а безграмотность.
Читайте также:
Нужен ли журналистам религиозный ликбез? – мнения священнослужителей