Утром в храме святой Марии Магдалины была отслужена божественная литургия. Возле небольшого храма, построенного в конце 19 века на окраине Дармштадта, были заранее установлены тенты и навесы.
Предполагалось, что в храм, из-за его небольших размеров, смогут войти не все гости и паломники. Для тех, кто молился на улице, были установлены большие плазменные панели, на которые транслировалась служба.
Трансляцию осуществляло немецкое телевидение. Было и много представителей российской прессы.
В этот день в храме служили пять архиереев – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Егорьевский Марк, митрополит Августин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан и архиепископ Пальмирский Иоанн Антиохийской церкви.
Среди гостей были председатель Императорского Православного Палестинского общества Сергей Степашин и его заместитель Игорь Ашурбейли, председатель совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, праправнук императора Александра III Пол Куликовский-Романов,
настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве игуменья Елисавета,
паломники, монахини и сестры милосердия из монастырей, приходов, сестричеств, посвященных Великой княгине Елизавете Федоровне из разных городов – Екатеринбурга, Киева, Алапаевска, Минска, Калуги, Перми, Ростова-на-Дону и других.
Во время богослужения пел Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.
После службы на улице прихожане прихода Марии Магдалины приготовили трапезу для гостей — сами напекли пирожков и ватрушек, приготовили чай и компот.
Конференция
Во второй половине дня в Дармштадском замке открылась конференция «Елисаветинское наследие сегодня: Россия и ближнее зарубежье».
В первом ряду рядом с прибывшими из России почетными гостями сидели и представители городской власти Дармштадта.
А председатель «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» Анна Громова подарила обербургомистру Вальтеру Хоффману портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны. Также она высказала пожелание сделать традицией проведение дней памяти Елизаветы Федоровны в Дармштадте, в том числе и для того, чтобы сами немцы не забывали о русской святой, урожденной герцогине Гессен-Дармштадской.
Самым интересным было, пожалуй, выступление заместителя ИППО Игоря Ашурбейли. Он зачитал строчки из завещания святой Елизаветы Федоровны: «Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моем владении на Большой Ордынке в Москве при моей Обители милосердия на месте, указанном мною для настоятельницы обители, опустив мой гроб в самый низ, в землю… В случае, если умру за границей или вне Москвы, прошу положить в гроб, закрыть его совсем, перевезти в Москву и похоронить (не открывая гроба) там, где мною выше сего указано», — и добавил, что считает волю великомученицы Елизаветы святой и потому будет добиваться того, чтобы ее мощи были перенесены в Москву и захоронены там, где завещала Елизавета Федоровна.
В интервью «Правмиру» он сказал: «Я делаю это для выполнения письменного завещания почитаемой святой и восстановления исторической справедливости. А то надоели легенды, которые рассказывают гиды в Иерусалиме, о том, что молодая княгиня в расцвете своей красоты со своим мужем в первый раз посетив Иерусалим, естественно, будучи очарована открывшейся ей красотой, воскликнула: «Как я хотела бы быть тут похороненной!» Когда я там побывал, тоже так воскликнул, да. Но это всего лишь лирический возглас молодой красавицы. А ведь после этого у нее будет убит муж, она создаст Марфо-Мариинскую обитель, она напишет духовное завещание! Оно опубликовано, оно подписано, и в нем черным по белому написано, чего она хотела. Просто никто об этом за 96 лет не решился сказать вслух. Я хочу к столетию со дня смерти святой Елизаветы Федоровны добиться возвращения ее мощей в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель».
Концерт
Вечером того же дня в католическом соборе святого Павла состоялась мировая премьера музыкального произведения «Путь ко Христу».
Оно было специально создано к 150-летию со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и представляет собой песнопения знаменного распева и партесного многоголосия XVI – XVII веков.
Дешифровку, составление распевов и обработку музыки осуществил доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России Анатолий Конотоп.
В интервью порталу «Правмир» он рассказал о том, как создавалось это уникальное музыкальное произведение: «XVI – XVII века – это высочайший период в развитии певческого искусства. Из этого периода я отобрал одну традицию – традицию Супрасльской Лавры, изучил рукопись песнопений, подготовленную в 1498 году к столетию этого монастыря. Она оказалась чрезвычайно полной: этот сборник вместил все традиции богослужебного пения – от кратких ирмосов до невиданно огромных стихир. И на его основе, на мозаике этой огромной рукописи, я выстроил службу святой Елизавете Федоровне. Когда я стал писать музыку, я долго не мог вдохновиться. И, приехав в Дармштадт, я попросил православных за рубежом помочь мне – дать уже написанную ими службу, прославляющую святую Елизавету Федоровну. И мне такую службу дали. Она оказалась прекрасной и вдохновила меня. И только потом я узнал, что автором богослужебного текста прославления Великомученицы Елизаветы был архиепископ Берлинский Марк».
Песнопения «Путь ко Христу», написанные в стилистике знаменного распева, прославляющие земную жизнь и святость великой княгини Елизаветы Федоровны, исполнил Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.
На концерте радом с русскими слушателями сидели и немцы.
А после концерта зал аплодировал хору стоя.
Фото автора