Обзор греческой прессы (11 января — 6 февраля)
Программа сокращения государственных расходов, объявленная греческим правительством в связи с требованиями МВФ [https://www.pravmir.ru/elladskaya-pravoslavnaya-cerko/], реализуется в Греции как программа сокращения числа служащих по принципу «одно назначение на пять увольнений». Такая реализация международных требований перекладывает ответственность за сокращения с правительства на отдельные ведомства: никто не требует форсировать «сокращение штатов», известное нам по советскому и постсоветскому опыту, но кадровое обновление ведомств невозможно без массовых увольнений. В сложной социально-политической ситуации требуется интеграция и согласование деятельности различных ведомств, а для этого могут понадобиться новые сотрудники. Элладская Церковь, напротив, дорожит пожилыми священнослужителями, имеющими право духовного окормления, а диплом богословского факультета не обязывает к рукоположению его обладателя. Число клириков, как напоминает газета «И Катемирини», определяется Уставом Элладской Церкви, а не запросами с мест.
Как сообщает греческая газета «То Вима», 12 января 2011 г. секретарь Синода архимандрит Марк (Василакис) потребовал от всех епархий срочно предоставить сведения по годам о числе рукоположений, кандидатов на рукоположение и вакансий, что говорит о напряжённом поиске разных вариантов решения проблемы возможных сокращений.
Проправительственная газета «Та неа» в статье под несколько вызывающим заголовком «Требуют провести сокращение среди священников», торжествующе сообщает, что на заседании 17 января 2011 г. Синод «признал кризисные обстоятельства и трудности, которые переживает отечество». Предварительно соглашаясь на сокращение клира греческой Церкви в пределах 300 человек, представитель Синода митрополит Сирский Дорофей отметил, что Церковь продолжает испытывать нехватку священнослужителей: около 600 реальных или предполагаемых мест священнического служения остаются вакантными. На заседании Синода было также отмечено, что сокращение ударит прежде всего по церковной жизни в провинции, где это приведёт к увеличению границ каждого из оставшихся приходов и непосильной нагрузке на провинциальных священнослужителей.
По сообщению газеты «И катимерини», на заседании Синода некоторые архиереи упрекнули митрополита Дорофея за робость его позиции. «Я не делаю карьеру, я служу людям» — ответил архиепископ, тем самым подчеркнув, что с оглядкой на общественное мнение можно будет выработать стратегически верную позицию. На заседании Синода прозвучали и другие предложения митрополитов: так, один из них призвал отказаться на год от получения государственного денежного содержания, направив все сэкономленные средства на оплату труда семейных священнослужителей. На это возразил другой архиерей, призвавший просто ввести мораторий на рукоположения в священники на ближайшие несколько месяцев: тогда требование министерства внутренних дел о сокращении пяти оплачиваемых ставок после одного рукоположения просто не будут работать. Как мы видим, спектр выдвинутых предложений весьма широк, и в переговорах Церкви и правительства точка ещё далеко не поставлена.
В греческой прессе, особенно недоброжелательной по отношению к Церкви газете «Та Неа», обсуждались высказывания митрополита Пирейского Серафима (Ментзелопулоса) по вопросам международной политики. 22 декабря 2010 г. митрополит заявил в телеинтервью, что ислам неизбежно порождает терроризм, сионизм является главным фактором нестабильности на Ближнем Востоке, и неожиданно воспроизвёл антисемитскую мифологию времён дела Дрейфуса. Речь митрополита вызвала возмущение греческих и международных общественных организаций, и представитель Синода митрополит Сирский Дорофей, признавая право епископов на особое мнение, отметил, что «каждый епископ несёт ответственность за сказанное им». Газета «Та Неа», пристально следившая за поведением митрополита Серафима, заподозрила в нем жёсткого политика, сознательно провоцирующего межнациональные и межконфессиональные конфликты в Греции. В одном из номеров «Та Неа» даже был напечатан фельетон «Серафим — ты супер-звезда!», в котором митрополиту припомнили прошлые примеры его общественной активности: начиная от коммунистических убеждений в молодости и кончая письмом королеве Елизавете с призывом лишить титула сэра поп-музыканта Элтона Джона за его кощунственные высказывания.
Но из дальнейших заявлений митрополита стало очевидно, что он выражает распространённое в греческом обществе, хотя редко заявляемое публично, возмущение отказом европейских государств официально осудить репрессии против понтийских греков в СССР и в Турции и геноцид армян в Турции. Так, митрополит Серафим объяснил, что осуждает «безумную» антихристианскую идеологию нацистской Германии и скорбит о жертвах Холокоста точно так же, как скорбит по невинно убитым армянам и понтийским грекам.
Таким образом, в высказываниях митрополита о «мировом сионизме» проявилось стремление части греков собственными силами заставить Турцию признать факт геноцида и в перспективе вернуть себе влияние на ближнем Востоке. Именно в мечте о господстве в землях восточного Средиземноморья состояла «великая идея» греков, конец которой был положен в 1922 г. изгнанием греков из малой Азии войсками Ататюрка. «Великая идея», не имеющая в настоящее время реальной политической перспективы, таким образом иногда оживает как фантом политической риторики в условиях, когда концепция мультикультурализма терпит кризис во многих европейских странах, в том числе Греции, и в воздухе начинают носиться идеи активизации векторов международной политики, альтернативных глобализации. На смену мультикультурализму как необходимому гаранту развития замкнутого на собственных интересах государства всеобщего благосостояния должны прийти новые формы сотрудничества соседних государств и регионов разных государств, с целью более эффективной защиты собственных интересов. Новая политическая реальность ещё не нашла своего языка, и именно этим можно объяснить такое странное возрождение ксенофобской риторики столетней давности.
При этом греческая пресса признаёт, что ксенофобские настроения не главенствуют в поведении даже церковных ревнителей. По утверждению газеты «То Вима», протесты прихожан кафедрального собора в городе Волосе против чтения Паремий в новогреческом переводе Библейского Общества, вызваны не столько ксенофобскими установками (обычными для консервативной части греческих мирян обвинениями Библейских Обществ в ереси и масонстве), сколько различиями в понимании строя богослужения. С точки зрения протестующих мирян, богослужебные чтения являются неотъемлемой частью священнодействия, и потому должны совершаться теми же словами, которыми совершали их епископы и святые всех веков, а не словами нового перевода. Но митрополит Игнатий, обосновывая свою уже двухлетнюю практику чтения новогреческого перевода, объяснил журналистам, что «эти тексты Ветхого Завета относятся к разряду учительных, но не церковных молитв», и таким образом, должны считаться элементом богословского образования для мирян, а не началом совместной молитвы. Также митрополит обратил внимание на недолжное поведение протестующих: они записывали чтение Паремий на свои видеокамеры, пытаясь таким сбором компромата придать своему поведению видимость законности и организованности. «То Вима» приводит сведения о том, что уже пять митрополитов в Греции совершают библейские чтения в новогреческом переводе.
Также пока не исчерпан «эстетический» конфликт на острове Эгина: по сообщению той же газеты, настоятель кладбищенского храма велел выкрасить стены снаружи красной акриловой краской, понимая это цветовое решение как символ Крови Христовой. Такой барочный символизм показался чуждым прихожанам, привыкшим к смиренному виду белой церкви; но как отмечает газета, настоятели в Греции остаются полновластными хозяевами в вопросах эстетики. Так, несколько лет назад настоятель другой церкви на Эгине решил облицевать традиционный синий купол своей церкви керамической плиткой. С презрением отзываясь о «малоазийской эстетике масляной краски для ванной», обозреватель призвал подумать о создании специального органа эстетического контроля за любым ремонтом храмовых зданий, считая, что от произвольных решений по внешнему облику здания один шаг до некомпетентной реставрации или разрушительной для конструкций памятника перестройки здания. Как и в предыдущих случаях, мы стоим только при начале большой общественной дискуссии, достойное решение которой зависит от появления в Церкви компетентных специалистов не только по отношениям с государством и международной политике, но и по комплексному изучению и охране культурного наследия. Тогда Церковь уже сможет не бояться намеренной дискредитации её политической позиции, осуществляемой социалистическим правительством страны.
Александр Марков