Фраза «эмоциональное выгорание» подкупает своей наукообразностью. А читая первые объяснения термина , сразу хочется воскликнуть: это же про меня, мне тоже все надоело, отдохнуть некогда, постоянные дела, дела…
На самом деле все гораздо сложнее. Ведь легче всего назвать свою лень умным психологическим термином и потребовать на этом основании у родственников неделю поездки в Египет. Как различить настоящую психологическую проблему от обычной лени? Может ли выгорание быть в семье или только у волонтеров? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, на киевском приходе свят. Петра Могилы был организован тренинг. Всегда лучше услышать ответы от специалистов, чем пытаться разобраться самому в сложных психологических вопросах.
Главная идея тренинга состояла в выяснении вопроса: может ли выгорание наблюдаться в семейной жизни? Я долго сомневался в этом. А приехав за 20 минут до начала встречи, я только утвердился в сомнениях: в храме было только 8 человек. Мы решили сделать скидку на то, что многие люди опаздывают и оказались правы: всего на тренинг собралось 27 человек, значительная часть — жены, даже четыре матушки (жены священников). Несколько слов нужно сказать о ведущих: протодиакон Иоанн Диденко, глава отдела благотворительности Киевской епархии, директор благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь» и психолог Анна Клименко, имеющая многолетний опыт проведения тренингов с людьми, занятыми социальной работой.
На тренинге было использовано несколько практик, которые помогали участникам раскрыться друг перед другом, а потом и найти ответы на вопросы как лечить выгорание и какова должна быть профилактика этого явления. Ведь сама по себе тема — эмоциональное выгорание — при ее обсуждении требует искренности и открытости. И тут нельзя просто сказать: вы знаете, я думаю, что у меня выгорание давайте об этом поговорим. Нужно всем хоть немного познакомиться друг с другом и понять — кто мы и зачем сюда пришли. Нет смысла описывать все эти практики: во-первых, тренинг продолжался три часа и описание было бы слишком длинным, во-вторых, все эти практики уместны во время тренинга, при живом общении, а при пересказе теряют всю свою силу. Более того, техники тренинга — профессиональная тайна любого психолога и раскрыть их — все равно что выкладывать в сети чертежи или формулы секретных научных разработок. Хотя нет, не так уж все и тайно. Но думаю, что любой православный, имеющий психологическое образование и проводивший тренинги, отлично знает о чем идет речь.
Но то, что я могу рассказать — это свои личные впечатления. А они таковы, что выгорание действительно может наблюдаться в семейной жизни, более того, именно в жизни христианских семей. Ведь именно в таких семьях все строится на принципе жертвенной любви. Именно в таких семьях люди стараются жить не для себя, а для детей и друг для друга. И оказывается, одной любви все-таки мало. Нужна еще рассудительность. Рассудительность, которая поможет увидеть выгорание у жены или мужа и вовремя вылечить этот опасный синдром.
Один из моментов, который вызвал дискуссию на тренинге звучал примерно так: если мы христиане, и всегда уповаем на Господа и стараемся жить по примеру Его жертвенной любви, имеем ли мы право говорить о выгорании? Не являются ли такие разговоры просто духовной ленью и нежеланием забыть о себе? Правда, подобные вопросы задали только двое из присутствующих. И ответить на этот вопрос помогла статья священника Павла Великанова, опубликованная порталами Правмир и Богослов.ru— этот материал некоторые участники вспоминали на тренинге. Именно отец Павел Великанов первым обратил внимание на то, что об эмоциональном выгорании в свое время писали и святые отцы. Преподобный Иоанн Лествичник называет это состояние «унынием» и само описание этой страсти похоже на описание выгорания у современных психологов. То есть ответ напрашивается сам собой: если такие состояния описывали отцы-аскеты, значит мы тоже должны об этом говорить, пытаться понять причины этого выгорания-уныния и найти выход из него. Если святые считали этой проблемой, то с нашей стороны было бы даже гордостью говорить, что все проблемы можно решить исключительно духовным взглядом на мир.
В процессе тренинга было озвучено много практических советов, рассказано много историй из жизни. И слушая других, и рассказывая о себе, ты вдруг понимаешь, что ты действительно не один. Что те проблемы, с которыми приходится сталкиваться тебе, волнуют и других людей — твоих братьев и сестер во Христе. И это, как по мне, одно из главных открытий этой встречи. Больше всего меня поразило завершение тренинга: одна из участниц, которая не смогла остаться до конца, попросила меня сделать объявление. Ее мужу нужна срочная дорогая операция. Я рассказал об этом и за 5 минут была собрана значительная сумма, за которую потом та прихожанка благодарила чуть не со слезами на глазах. Это был еще один потрясающий урок тренинга: прихожане готовы помогать друг другу не только словом, но и делом.
Читайте также: