Епархиальное собрание — главное. Что сказал Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20 декабря выступил с докладом на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы в Храме Христа Спасителя. «Правмир» публикует краткие выдержки из его речи.
О богослужениях на русском языке
Патриарх уверен, что идеи перевести все богослужение на современный русский язык и сократить его изменяемые части не принесут пользы.
— В последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций. <…>
…Главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения.
Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост.
… В некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую. <…>
Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению.
О расколе в Украинской православной церкви
Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались.
— Конец 2018 – начало 2019 года оказались особенно трудными для [Украинской православной церкви]. Действовавшая тогда украинская власть попыталась ради достижения своих политических целей принудить Украинскую Православную Церковь к объединению с раскольниками: это не удалось. Не помогло власти и антиканоническое вмешательство Константинопольского Патриархата, предпринявшего попытку легализации раскола. Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались: епископат, духовенство и верующие остались в канонической Церкви и не поддержали раскол.
Канонической Украинской Православной Церкви, крупнейшей религиозной общине Украины, даже попытались законодательно запретить называть себя «украинской», невзирая на то, что она объединяет более 12 тысяч общин и миллионы граждан Украины.
<…>
Нынешние власти Украины декларируют невмешательство в религиозную жизнь своей страны, и эти намерения можно оценить положительно. Будем надеяться, что удастся восстановить религиозный мир на территории Украины, что на правовых основаниях общинам Украинской Православной Церкви будут возвращены захваченные храмы; что дискриминационное законодательство против Церкви будет пересмотрено.
<…> Крепкая молитва – вот чего Украинская Православная Церковь ждет от нас. И не менее важно – всегда, как и прежде, с теплом и любовью принимать наших братьев, когда они приезжают сюда помолиться с нами и поклониться нашим общим святыням.
О давлении на Элладскую православную церковь
Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить.
— К сожалению, беззаконные деяния Фанара в отношении Украины повлекли серьезные последствия для Православной Церкви во всем мире.
В первую очередь давлению подверглась Элладская Православная Церковь, что не случайно. Более чем треть ее епархий, так называемые «митрополии Новых земель» на севере Греции, имеют двойное подчинение: с одной стороны, епископы этих митрополий являются членами Священного Синода и Архиерейского Собора Элладской Церкви, с другой – они поминают за богослужением Константинопольского Патриарха и канонически зависят от него. Этим митрополитам рассылались циркуляры с Фанара с требованием признать украинских раскольников.
Параллельно оказывалось давление по дипломатической линии. Эмиссары из США неоднократно посещали Предстоятеля и многих иерархов Элладской Церкви, преследуя свои политические цели: добиться того, чтобы духовное отчуждение между Россией и Украиной, между греческим и славянским православным миром стало необратимой реальностью.
<…>
Отныне не в каждую епархию, не в каждый город и не в каждый монастырь на территории Греции могут совершать паломничество архипастыри, духовенство и миряне нашей Церкви.
Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить. Прошу всех вас при планировании паломничества обращаться за актуальной информацией в Отдел внешних церковных связей или в Паломнический центр Русской Православной Церкви, которые также публикуют информацию по этому вопросу на своих интернет-сайтах.
Об обязанности дорожить людьми
Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми.
— <…> А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия! Наше нерадение или небрежность не должны стать преградой к воцерковлению приходящих в храм.
Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности.
Об исповеди
Исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом.
— Даже опытные и почтенные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни и наделять ее функциями, которые совершенно не могут быть ей свойственны. Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было ещё. Слушающий исповедь священник должен в этот момент, так сказать, отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.
…Пространство этого таинства не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни. Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия — оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни. <…>
Об отпевании некрещеных младенцев
Никакого «чина отпевания некрещенных младенцев» не существует.
— В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца.
В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях.
Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru