О недавно почившем епископе Ленском Зосиме часто говорят, что он был настоящим апостолом. Он любил миссионерский факультет ПСТГУ, часто посещал его, когда бывал в Москве беседовал с преподавателями и студентами. Воспоминаниями об этих встречах, о том как была организована удивительная миссионерская поездка по всей великой сибирской реки Лене о том какие трудности в существуют в Якутской епархии, по площади равной половине Европы, делится близкий друг владыки Зосимы Андрей Борисович Ефимов, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, доктор физико-математических наук.
Данилов монастырь
— Я познакомился с владыкой Зосимой, когда он уже был епископом Якутским. Епископом он стал после того, как много лет был казначеем в Даниловом монастыре, там очень многое было сделано по его замыслу и его трудами. Например, швейная мастерская. Я помню, как он меня туда водил и как благоговейно относились к нему швеи.
Приезжайте к нам на Колыму
Однажды мы с ним стали обсуждать возможность миссионерской поездки в Якутию студентов миссионерского факультета ПСТГУ. Эту идею было не просто реализовать, поскольку надо добраться в Якутию, и там многое организовать. Он неожиданно позвонил и сказал: «Давайте, приезжайте скорее, мне дали корабль».
Экспедиция по Лене
Итак, можно было проехать в миссионерской поездке по всей Лене 4000 километров. Мы начали собираться, договорились с военными и нас доставили в Иркутск. Нас встретил отец Алексей Нередин, наш заочник, который повез нас в Иркутск. Мы посетили иркутские святыни, а потом мы поехали на Лену, до которой нужно очень долго и трудно добираться.
Наконец нас уже встречает владыка на стареньком кораблике. Владыка тогда был радостный, спокойный, уравновешенный. Мы поплыли по Лене.
Это была чудесная поездка с чудесным владыкой. У нас были очень разные встречи. Мы посетили не только города и села, лежащие на берегу Лены, но и лежащие в отдалении, села, в которых стоят заброшенные храмы или такие, которые только-только начинают восстанавливаться, где начинает образовываться православная община.
Нам удалось присутствовали на архиерейском богослужении владыки Зосимы. Он служил благодатно.
Потом он водил нас в свою резиденцию, показал нам свои архивные материалы по истории Церкви, которые он собрал, занимаясь изучением истории новомучеников. Это очень серьезная большая научная работа.
Мне было очень радостно видеть, как к нему относится народ, как любят семинаристы. Народ его принял. Приняли его и власти.
В другой год, когда мы снова собирались поехать в Якутию и уже договорились с военными, грузинская катастрофа все расстроила.
— Какое отношение Грузия имеет к Якутии?
— Военные должны были отвезти в Якутию миссионерскую группу, но не смогли из-за войны.
Владыка Зосима приглашал нас и на Колыму поехать с миссионерской поездкой. Но у нас были большие трудности, в том числе и материальные. Невозможно отправить большую серьезную экспедицию без серьезного финансирования. Это около 40 000 рублей на человека, а в экспедиции должно быть минимум 10 человек, то есть около полумиллиона рублей.
Мы встречались с владыкой в Москве. Он рассказывал о своей жизни в Якутии. В том числе он это делал на встречах с нашими студентами на миссионерском факультете. Он приглашал студентов к себе в епархию, говоря, «Если вы хотите почувствовать настоящую жизнь, если вы хотите преодолевать трудности, то приезжайте в Якутию».
В Москве он приходил и в Данилов монастырь, вспоминал свою жизнь, свою работу.
Разговоры с владыкой Зосимой
У нас с ним были интересные разговоры. Разговоры были с ним разные: об исторической науке, об истории Церкви, о миссии в Якутии, о его жизни и служении в епархии. Мы говорили об истории Данилового монастыря, и об истории Церкви в Иркутской епархии. Он изучал жизнь святителя Гурия Степанова, которая связана с Казанью и, в значительной степени, с Якутией. О нем владыка делал свой доклад на последней ежегодной богословской конференции ПСТГУ в этом году. Он занимался деятельностью Иннокентия Московского, который был епископом в Якутии.
Обсуждали его планы преобразования Якутска и расширения православного присутствия в Якутии.
Владыка очень много внимания уделял подготовки миссионеров, подготовке хора, подготовке бесед в тех городах, в которых мы останавливались. Интересно то, что он опекал каждый приход, каждую начинающуюся общину. Он очень поддерживал военный поселок на берегу Северного ледовитого океана Тикси. Его некому было окормлять и он очень это переживал. Сейчас там уже есть священник, слава Богу. Постепенно Господь ему все давал.
Он всегда очень радостно относился в Свято-Тихоновскому университету, к миссионерскому факультету и готов был поддержать любые наши начинания. Он поддерживал любую форму миссии. Мы создали фонд во имя святого Георгия Победоносца для того, чтобы поддержать миссионерскую работу. Он был готов стать одним из попечителей нашего фонда, войти в попечительский совет.
Мы думали, как ему можно помочь из Москвы. Например, послать к нему каких-то миссионеров потрудиться в Якутии.
Во время коммунизма очень многое было сделано для того, чтобы разрушить христианские основы Якутии. Ведь в 19 веке, до 1900 года, все якуты крестились. При этом они принимали христианство совершенно добровольно, в результате миссионерской работы, никакого насилия в религии, никакого принуждения к истине там никогда не было. К 1900 году в Якутии выросло, по крайней мере, два поколения христиан, а это уже традиция.
Во время правления Ельцина недоброжелательное отношение к христианству в Якутии выразилось в том, что начали поощрять язычество. Более того, объявили, что в Якутии национальная религия якобы язычество. Как язычество может быть национальной религией, если все якуты были христианами уже до начала 20 века? Как будто якуты отказались от своего христианства!? Горько об этом говорить, но язычество поощрялось в Якутии. Так же, как поощрялось сепаратистское движение.
— Какие планы у миссионерского факультета в Якутии сегодня?
— Были бы деньги, мы бы с радостью снова поехали в Якутию. Там очень открытый, доброжелательный, народ, потому что когда есть трудности, то возникает духовная жажда, потребность в духовном просвещении.
Страшная бедность в богатой стране
— Какие трудности в Якутии сегодня?
— Там все трудно. Все те трудности, которые есть в России, в Якутии умножены в разы. Это отрезанность от центра России и от Якутска, брошенные поселки. Там есть и материальные трудности. Просто приехать из Якутии в Москву это огромная проблема. Там страшная бедность. Огромная разница между богатыми и бедными. С одной стороны — золото и алмазы, а с другой стороны, люди живут почти в обстановке каменного века.
— Там все население крещено?
— Нет, не все, безбожная политика принесла свои плоды. Население Якутии всего около миллиона человек, примерно половина из них русские, половина якуты, есть еще несколько национальностей. На территории, равной пяти франциям, сегодня существует около 50-ти приходов, 20 священников, 20 храмов, (из них 9 каменных). Но надо сказать, что и такое количество храмов и священников — это очень хорошо для Якутии, потому что, когда туда был назначен предыдущий владыка архиепископ Герман (Моралин), то там был 1 действующих храм, два священника и почти никого из помощников. Владыка Герман сам крестил, венчал, отпевал людей. Владыке Зосиме уже чуть-чуть было полегче. Сейчас там приходов больше, чем храмов и постепенно вырастают новые приходы и храмы. Это происходит благодаря деятельности владыки Зосимы. Но, конечно, на пол-Европы 25 священников это крайне недостаточно.
Якуты — добрый народ, работящий народ. Постепенно они принимают христианство и ситуация выправляется.
Всюду люди были готовы придти в храм, если было постоянное православное христианское просвещение и постоянное окормление.
— Что значит постоянное окормление? Миссионерские поездки или постоянные священник?
— И то и другое. Например, отец Александр Ильяшенко несколько раз ездил в Якутию (впервые, еще при владыке Германе). По разным поселкам, в том числе на Колыме. Когда они приезжают, то создается приход, начинается служба, в разоренном храме или каком-то помещении, а в следующий раз он может приехать только через год. Но даже это уже много.
Все эти трудности, тяжесть этой очень непростой ситуации надо было преодолеть владыке Зосиме. У него начали появляться добрые помощники, монахи, монахини, семинаристы, священники диаконы. Постепенно у него все начало налаживаться.
Он был удивительный, мирный, простой, благодатный владыка. Этим он, наверно, и покорял людей. Он был очень смиренным, был на равных с людьми. Он был очень простой. А «где просто там, ангелов со сто». Его труды, его кончина, дай Бог каждому приблизиться к такой жизни.