Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев!
Напомним, что 4 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви большинством голосов принял решение об «умировлении», т. е. почислении на покой епископа Артемия (Радосавлевича).
В феврале этого года Синод Сербской Церкви отстранил владыку Артемия от управления Рашско-Призренской епархией из-за финансовых злоупотреблений в епархии, а конечное решение о его судьбе оставил на усмотрение Архиерейского Собора как высшего церковного органа. Епископ Бачский Ириней заявил, что после того заседания Синод невольно и вопреки традициям был вынужден наряду с принятием канонических решений выдвинуть и уголовное обвинение и потребовать от соответствующих государственных органов возбуждения уголовной ответственности в отношении лиц из окружения епископа Артемия, причастных к выявленным злоупотреблениям в финансово-экономической деятельности епархии. В ходе изучения епархиальной документации было установлено, что архимандрит Симеон (Виловский), секретарь владыки Артемия, самовольно брал средства из фонда НВО «Майка Юговича», предназначенного для финансирования четырех народных кухонь, и тратил эти средства на личные цели.
Предлагаем Вашему вниманию официальное, а также личное письмо епископа Бачского Иринея Пашко-Призренскому епископу на покое Артемию.
Ваше Преосвященство!
Вчера, 21 июля, на электронную почту Информационной службы СПЦ пришло письмо с вашим текстом «Малое ответное приношение: ответ на нападки епископа Афанасия», с сопроводительным актом, в котором Вы, ссылаясь на закон о Средствах Массовой Информации и нравственные принципы о том, что необходимо выслушать и другую сторону, просите Информационную службу СПЦ опубликовать Ваш, вышеупомянутый текст.
Хотя Вам известно, Преосвященнейший брат и сослужитель, что подписавший эти строки отвечает за работу Информационной службы Священного Синода, свое обращение Вы не адресовали ему лично, а направили Информационной службе как организации без указания адресата, поэтому остается непонятным, почему Вы в своем кратком сопроводительном письме используете личное местоимение «Вы» и притяжательное местоимение «Ваш» (с прописной буквы).
Я не буду отвечать по тому же принципу, ни в безличной форме, ни через вашего иеродиакона Дамиана, ни через редакторов и сотрудников Информационной службы, но отвечу лично, непосредственно, не нарушая основного порядка протокола, и более того, должного отношения к епископскому сану и достоинству, на котором никак не отражается епархиальный ли , викарный ли это епископ, епископ на покое или титулярный епископ.
Заметил я и еще нечто интересное и характерное в тех шести строках, составляющих Ваше сопроводительный акт. А именно, вы пишете: «Прошу вас опубликовать на вашем официальном сайте…». Если речь идет о моем или нашем официальном сейте, значит ли это, что он не Ваш официальный сайт? Вынужден вам напомнить, что Информационная служба является организацией нашей святой поместной Церкви, как целого организма, и что ей руководит Священный синод, то есть соборный иерархический орган. Итак, поскольку, наш, вышеупомянутый сайт не является автоматически и Вашим, возникает вопрос касательно понимания Вами соборности Церкви, которое Ваш и мой брат, владыка Афанасий, действительно считает одной из главных проблем Вашей экклесиологии, объяснения которой я не нахожу в вашем ответе на его «писания».
Но Ваш сопроводительный акт не является для меня главной трудностью. Ваше излюбленное противопоставление «Вы» — «Мы» ярко выражено и в самом тексте «Малого ответного приношения» брату Афанасию. При том, как я вижу, под «вы» подразумевается Собор и Синод, т.е. Сербская Православная Церковь, реально существующая, исторически и экзистенциально конкретизированная в лице Собора и Синода, а под «мы» понимается Ваша личность и личности Ваших духовных чад и приверженцев, увенчанных ореолом «страдальцев, гонимых невинных жертв, катакомбников» и подобными виртуальными эпитетами.
Я не стану углубляться в то, что стало основной причиной для известного нам решения афинского Ареопага. Одно несомненно: главным его поводом послужило не отсутствие доказательств и не беспомощность сербского правосудия, как полагаете Вы, надежность и оперативность которого в данном случае я не намерен защищать. Утверждаю это на основании личного рассмотрения официального обоснования решения Ареопага, а не на чьих-то анонимных донесениях. В результате данного ознакомления, я убедился в том, что ваше свидетельство было одной из главных причин такого решения, не хочу сказать, что главной или единственной причиной, но одной из важнейших. Но поскольку речь идет о Вас, из уважения к Вам я не стану высказываться о степени его верности или несправедливости, хотя мог бы, так как я непосредственно знаком с сущностью содержания текста.
О Вашем понимании природы соборности Православной Церкви красноречиво говорит тот факт, что Вы и дальше упорно, также как и на протяжении всех предыдущих лет, просто не признаете соборные решения, которые не согласуются с Вашими представлениями, стремлениями и ожиданиями. Так в одной из ваших реплик Вы со всей ясностью, сообщаете широкой общественности, что Вы в самой сути не признаете решение Высшего церковного суда, согласно которому Ваш бывший секретарь, первый помощник, протосингел, лишенный священнического сана и монашеского чина, отлучен от церковного общения.
Напомню Вам вскользь и о том, что Вы в то же время пытались, в тайне от Синода, и вопреки духу и букве святых канонов, действующему уставу СПЦ, произвести данного человека в клирики другой поместной церкви, в должность своего заместителя, что является как беспрецедентной аферой в истории нашей Церкви, так и примером анархического поведения в Церкви. А так как Вы не признаете ни решения Высшего церковного суда, ни решения Собора, то Вы, в своем тексте всякий раз без стеснения продолжаете именовать вышеупомянутого отцом Симеоном.
При всем при том, для вас так же является неубедительным и тот факт, что осуждение Виловского за его вопиющие канонические преступления и финансовые махинации высказал, единодушно и единогласно, наш Святой Архиерейский Собор еще в 2006 году, а Высший церковный суд, на самом деле, лишь исполнил это решение, со всей юридической корректностью, и после предшествовавшего ему процесса на уровне епархиального церковного суда. Следовательно, ни Вы, ни Виловский не можете апеллировать к Собору по данному вопросу, на что вы в тайне и напрасно надеетесь, так как Собор уже выразил свою волю, и я не думаю, что Вы решитесь на апелляцию к Цареградскому Патриарху или, тем более, к Папе Римскому. Впрочем, если считаете это целесообразным и уместным, извольте.
Далее, решение Собора архиереев нашей церкви относительно Вас принято путем тайного голосования, вспомните, что по просьбе ряда братьев архиереев, выступавших в Вашу защиту, несмотря на то, что и они жаловались на Ваши вторжения в их епархии и подстрекание народа против них (Типичный пример в Канаде), и вопреки мнению и позиции Святейшего Патриарха, по определению сомнительного для Вас Синода и многих других архиереев. Среди таких архиереев есть, конечно, и тот, который по Вашему мнению «строит, разрушает и заново создает», некоторых людей объявляет демонообразными чудовищами, в то время как других успевает «бросить за решетку», пытается повлиять на решение Ареопага, а Святую Гору и половину Греции морочит невероятными рассказами, и все с одной лишь целью, целью всей своей жизни – преследовать Вас, Вашего бывшего секретаря и Ваших духовных чад…
Напомню также, что Вы сами были сторонником тайного голосования, естественно рассчитывая (напрасно, как выяснилось) или будучи уверенным (как оказалось тщетно), что большинство поддержит Вас и Вашу концепцию соборности Церкви и церковных отношений, а также, что тайность голосования автоматически приведет в ваш лагерь всех, кто не смеет открыто противоречить Патриарху, или, не дай Бог, боится пострадать от острого язык того, кто в Вашем «Малом ответном даре» значится не как брат, а как «брат». Короче говоря, что хотели, то и получили. Но Вы словно забыли все это, или все это забыли мы, — Вы в своем «Ответе на нападки епископа Афанасия» хладнокровно, без зазрения совести, без страха Божьего и человеческого стыда, разбирательство на Соборе и соборное решение касательно Вас, квалифицируете определениями — «заказной процесс» и «несостоявшийся суд».
Хотите вы это признавать или нет, но Вы, брат Артемий, себя и своих единомышленников «соборян» в своей «борьбе за веру» ставите выше Собора, а в конечном итоге не признаете соборной природы нашей церкви и тех канонических правил, которые из этой природы естественным образом рождаются.
В этом отношении Ваши «духовные дети» , слепо вам преданные приверженцы и поклонники, последовательно и безукоризненно Вашу теорию реализуют на практике. В связи подписываюсь под каждым словом письма владыки Афанасия, полученном мною десять минут назад: «Каков церковно-канонический статус (они не любят выражение экклесиологический) монахов, бежавших из Рашко-призренской епархии? Артемий подчиняется Патриарху и епископу Сремскому. А они в изгнании (как они любят похвалиться)?, если Артемию, то речь идет о настоящем церковном расколе. И кажется, это мы имеем и с ними и с их приверженцами, ибо они не признают ни одного епископа на чьей территории находятся. Вот, это как раз та самая призрачная, виртуальная экклесиология, о которой я писал…».
Такая экклесиология не только призрачна, но и тоталитарна, легко узнаваемая в возвышении одного епископа над Собором, привела, к сожалению, весь христианский мир к наиболее трагическому в истории христианства расколу, расколу до сих пор не уврачеванного и, я убежден, неисцелимого без всеобщей верности соборной экклесиологии первых веков, в которой никто, даже первый в Соборе, не стоит выше Собора, то есть выше Церкви. Аноним, который кроется под человекоугодническим, нарциссоидным, суесловным псевдонимом «Один от Лазаревых», хотя было бы вернее сказать «Один от Артемиевых» обвиняет нашего общего брата (не «брата») владыку Афанасия за «прокатолическое богословие», но мне кажется, что обвинение это он направил не по тому адресу.
Кстати сказать, ни мой брат, ни я никогда не принижали, тем более не отрицали неприкосновенность епископа в качестве главы поместной церкви «на месте Христа, будучи иконой Христа» (напомню, что именно я говорил на Соборе, что епископ не чиновник Синода или Собора, что вы потом часто повторяли), но всегда представляли в этом принцип богочеловеческого равновесия, гармонии и взаимности в духе халкидонского догмата и 34 правила святых апостолов.
Одним словом, Ваш текст свидетельствует о том, что Вы, боюсь. сознательно, а не неосознанно, являетесь инициатором, идеологом и апологетом экклесиологического анархизма и канонического нигилизма людей, которые стали неизбежным ущербом Вашей личности, невинными жертвами, обреченными (!) на «изгнание» и «катакомбы» (причем не забывайте и о том, что с собой из монастырей они унесут в «изгнание» и «катакомбы» деньги, которые именно монастырям, а не им, жертвовала «предательская» власть «режима Тадича», а на множестве совсем не дешевых машин, захватят с собой что-нибудь из Грачаницы, Черной Реки и других святынь) соответственно из-за Вас, «тех несчастных монахов и монахинь, которые покинули монастыри… придавленных огромной « любовью», изливаемой на них изливается и первым и вторым администраторами…». Браво, Владыка! Слава тебе за духовность, за трезвость, за правдолюбие, в конце-то концов, но не за братолюбие!
Впрочем, Вы легко переступаете через высказывания брата Афанасия, или, если хотите, его тревожные упреки относительно Ваших екклесиологических и сотериологических идей, лишь кратко вскользь касаясь, заменяя контраргументы уничижительными штампами: «Владыка Афанасий -, утверждаете Вы, — говорит «туманно», обвиняет «бездоказательно, используя лишь выдуманные конструкции», и не упускает возможности «оскорбить, оклеветать, замарать». С моей стороны опять и опять (паки и многажды, Ваше новое и любимое выражение) браво Владыка, браво Артемий! И здесь я согласен, абсолютно с мыслью брата Афанасия из его, уже упомянутого здесь письма о Вашем методе ведения диалога-монолога: «владыка Артемий обходит главную тему, избегая встречи с реальностью, с истинной Церкви».
Будучи ответственным за работу Информационной службы СПЦ не могу и не хочу позволить, чтобы и она стала форумом для презентации или, не дай Бог, популяризации Ваших доктрин (если в нашей церкви и есть «обновленцы-новаторы» то их нужно искать подле Вас.) Вот они:
— О супердуховничестве.
— Неизгладимости (вплоть до страшного суда и после него) монашеский обетов, особенно тех, которые многажды на протяжении жизни были попраны и отринуты так же добровольно как были даны.
— Надъепархийности и сверхепископальности «духовной юрисдикции», абсолютизированного и практически обоготворенного «духовного отца» («один от Лазаревых» так открыто и заявляет: Артемий для нас Христос, а другие молятся за грешного митрополита-администратора, чтобы Господь помиловал его молитвами святого великомученика Артемия).
— Праве расширять границы своей юрисдикции на вселенную, на все поместные церкви от России до Греции, от Канады до Австралии.
Особенно я не хочу и не могу позволить, чтобы Информационная служба СПЦ стала еще одной площадкой для бесконечных фантазий и патологического самовыражения графомана из круга Ваших «Лазаревых», к сожалению, а не Лазаревых последователей. Так как они вместо подлинно богословских текстов, каковыми, нравится это кому или не нравится, являются тексты нашего брата, а не «брата» Афанасия, предлагают читательской публике то слащаво-елейные, фальшивые и показушно «умилительные», с общей ссылкой на Святое Предание, Святых Отцов, Святые Соборы, на все возможные авторитеты, а в сущности бессодержательные и как правило не церковные тирады, то примитивные, грубые, неприкрыто страстные, предельно не толерантные и надменные, в некоторых случаях и вовсе безграмотные и неприличные излияния самоуверенности, наглости, своеволия, и много еще чего «что и в храме говорить стыдно», при этом в сочетании с этим искусственно разукрашенным «плетением словес» и «словоизлияний», известных у наших братьев греков как логодиарея, идут рука об руку и чудовищные и святотатственные карикатуры на сербского Патриарха, членов Синода и других архиереев, с употребления различных имен, включая и имя Сатанасий! Пусть все это останется на совести бесчестных авторов! (Еще одно, надеюсь последнее замечание в скобках. Несмотря на то, что Вас «паки и многажды» просили и Синод и собратья Вы ни разу не воспрепятствовали в этом своим несмиренным «послушникам», не запретили им делать то, что делают).
Всего упомянутого, а тем более неупомянутого, было бы для меня вполне достаточно, чтобы отклонить Вашу просьбу о публикации Информационной службой «Малого ответного дара» как вы сами назвали ваш ответ «на нападки епископа Афанасия». Но только потому, что вы епископ Церкви Христовой и поэтому не только наследник святых апостолов, но и служитель святой Евхаристии и Святых Тайн, наследник Самого Христа Богочеловека, Единого Доброго Пастыря, Вечного Архиерея и епископа душ наших, мы, несмотря на различия в образе мысли, и оценке роли Церкви в нашем исторический реалиях, и что Вы еще не преступили Рубикон раскола, хотя уже встали на его берег, я все-таки даю распоряжение опубликовать Ваш текст.
Конечно, и я, наученный Вашим примером, хочу воззвать к нравственному принципу о том, что и другая сторона должна быть выслушана, как говориться Audiatur et altera pars и попрошу своих помощников вслед за Вашим текстом поставить и данный комментарий, который, поверьте, нисколько не имеет недобронамеренности и небратолюбивости по отношению к Вам.
И поскольку мы оба стали цитировать латинские выражения, позвольте и мне закончить одним таким изречением: Dixi et salvavi animam mean (сказал и спас душу свою; перевожу для наших читателей, а не для Вас, так как Вы несомненно понимаете) и последний ни чуть не ироничный и беззлобный вопрос, который может прозвучать для нас обоих таким знакомым, да и перевод здесь не понадобиться: Quo vadis, frater Artemie?
Ваш во Христе брат (не «брат»).
Епископ Бачский Ириней.
Сайт — www.spc.rs
Перевод Светланы Луганской, с участием священника Алексия Попова.