Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: В Пасху солнце играет
Владыка ответил на вопросы «Комсомолки»

Ваше Преосвященство, с каким чувством Вы готовитесь к пасхальному богослужению на Алтае?

— Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. Всегда испытываешь это непередаваемое внутреннее чувство — чувство восторга, крылатости.

В детстве перед этим праздником мы всей семьей наводили идеальный порядок, все перемывали, вычищали, ненужное выбрасывали. Если в будни мы обедали за деревянным столом, который бабушка после чистила водой и ножом, то на Пасху всегда расстилалась белая скатерть, на нее ставилась миска с крашеными яйцами, кулич, который у нас назывался «паска».

Старики говорили: «Солнце на Пасху будет играть». Мы все время хотели узнать, как оно играет, и просили бабушку разбудить пораньше, но она нас жалела. Теперь я знаю: кто-то видит, как солнце играет, а кто-то не может определить. Видимо это от внутреннего настроения зависит. Если человек говорит : «Да все в этот день обыкновенно», значит не надо разубеждать, он не готов.

Бабушка ездила на службу в районный храм накануне. Транспорт тогда был гужевой: одна лошадь на весь совхоз и на храм председатель лошадь дать не мог. Сельские жители разговлялись дома. С появлением приемников стали ловить «радио Ватикана» и «голос Америки», где транслировали пасхальную службу. Прерывисто, глухо, но было слышно «Христос Воскресе», а потом было пение, и в этот момент бабушка давала разговеться уже за полночь, если мы не спали: протягивала яичко, резала паску.

Утром приходили гости, мы бежали играть на лужайку .К обеду оживало все село и люди вереницами шли на кладбище. Надевали самое лучшее, старики — свои галифе , сапоги начищенные, фуражки обязательно. У родных могилок здоровались, поздравляли друг друга: «Христос Воскресе». А учителя, коммунисты, партактив это время куда-то прятались. А если попадали навстречу, смущенно отвечали «Воистину Воскресе». Все шли на могилки с яичками и куличами. И, конечно, несли с собой напитки, не вполне запрещенные. Там постилалось расшитое полотенце, ставились яства. Люди молились, крестились, кто как умел. После этого за помин души и с праздником «Христос Воскресе» употребляли эти яства и питие.

Да, были случаи, когда могли злоупотребить, тех заботливо отводили с кладбища. Но самое главное — там был момент христосования, когда все люди и живые и мертвые прославляли Воскресение Христово.

Как душевно вы об этом рассказали. Хорошо, что  сегодня людям уже не приходится тайком настраиваться на чужое радио, чтобы услышать службу. В нашем крае к радости верующих строятся новые храмы и часовни. В начале зимы город взбудоражился стройкой храма в Нагорном парке…

— Когда на горе был парк развлечений, старались не вспоминать, что там было кладбище. Хотя нормальные люди помнили и знали, что парк находится не в том месте. А храм на гробах наших предков усопших ставить прилично — чтобы молились о них, об успокоении души вспоминали. Храм там обязательно нужен и он там был, но фундамент первоначального храма оказался в оползневой зоне. Поэтому было решено со специалистами перенести его на новое место, там , где стоял памятник вождю революции.

Честно признаться была ведь необходимость убрать этот памятник с христианских гробов. Это не значит, что мы воевали с памятником или хотели его уничтожения. Мы за то, чтобы все вещи стояли на своих местах. Скульптура — это даже не памятник, должна стоять в музее скульптур. Его в городе нет, но наверное пора создавать. Во всех уважающих себя столицах мира, к каковым причисляется и Барнаул должен быть такой паноптикум.

Когда началась стройка, было выдвинуто обвинение в вандализме, разрушении гробниц.

Но никакого намеренного уничтожения  праха не было. Все обнаруженные останки изъяты, сложены в достойном месте и будут захоронены под Храмом примерно с такой  надписью «Здесь покоится   прах жителей Барнаула, умерших в разное время и похороненных на этом месте». Потому что персонально установить, кому прах  принадлежит, никто уже не в состоянии — не сохранилось никаких схем захоронений. Если бы мы знали, что там склепы, может быть копать не стали… Сейчас ведется завершающий этап согласований и, Бог даст, когда люди увидят красивый храм, в котором будет  возноситься заупокойная молитва, они подумают: «Это правильно, это хорошо»

Ваше Преосвященство среди наших земляков немало людей, воевавших на Первой мировой. В августе исполняется 100 лет с начала этой войны. Будет ли Епархия как-то это отмечать?

— Со своей стороны мы это событие без внимания не оставим, но определенной программы мероприятий пока нет. Скорбную дату надо отметить, во-первых, молитвой о тех миллионах жизней, которые унесла эта война. Мой дедушка Григорий воевал на фронтах Первой мировой, даже в плену находился какое-то время. Рассказывал о зверствах и жестокостях, вернулся инвалидом… Важно вспомнить, что это последняя война императорской России .Пусть она не совершилась победоносно, но явила миру доблесть русского солдата, его непобедимый дух.

Сегодня  у многих людей душа болит о военной ситуации на Украине. Я слышала, что в наших храмах сейчас читают молитву о многострадальном украинском народе.

— Это наши братья. Для меня было большой трагедией, когда в Беловежской пуще три исторических деятеля взяли и подписали соглашение о разделе СССР вопреки решению референдума о сохранении единства Союза. И тогда я публично сказал: «Это приведет к тому, что мы когда-то будем воевать между собой». Заложена была мина, которая разорвалась. Мы теперь должны молиться и желать, чтобы конфликт разрешился миром, чтобы наши народы опомнились и не перешли в рубеж братоубийственный.

Братоубийство если начинается, нескоро прекращается, накладывает тяжкую духовную обузу. Изжить ее можно покаянием и прощением, взаимным примирением, но это не так-то просто осуществить. Тем более в современном обезвоженном и гордом мире. Все хотят попытаться свою правду поставить выше другого. Надо молить Бога, чтобы он послал свой дух мира и вразумления на тех, от кого зависит принятие тех или иных судьбоносных решений.

Ваше Преосвященство, узнав о нашей встрече, знакомые просили спросить, как лучше читать Библию. Они пытались читать, у них не получилось.

— Я думаю, читать Библию надо себя заставить, искать приключенческих сюжетов там не следует. Эта великая мудрость настолько многослойна и там столько смыслов, что перечитывая, открываешь все новые и новые глубины. По мысли одного церковного учителя, Библия подобна чудесной реке, где и ягненок может пройти, не замочив копытца, и слон искупаться. Можно читать не по порядку. Но это надо делать обязательно. На доброе дело надо себя побуждать. Можно также одновременно читать литературу о житиях святых. Есть хорошие книги, написанные доступным языком. (В том числе — из коллекции «Великие святые», которую выпускают совместно Издательские Дома «Комсомольская правда» и Свято-Даниловского монастыря). Когда человек читает о таких же простых людях, как они жили, как относились к окружающему миру, какие внутренние подвиги совершали, — это для него более убедительно иногда, чем отвлеченные философствования о святости. Такие книги призваны помочь человеку усвоить духовные истины посредством простых житейских примеров.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.