Епископ Бобруйский Серафим: Встреча Предстоятелей улучшит отношения православных и католиков
Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска явилась, несомненно, событием мирового масштаба и войдет в историю как первая попытка поиска взаимопонимания в отношениях между Предстоятелями двух крупнейших Церквей мира ради утверждения единства Христианства и совместного преодоления многочисленных вызовов и угроз современности.
Данная встреча Папы Римского с православными Предстоятелями не является первой. Каждая Поместная православная Церковь сама выстраивает свои отношения как с православными, так и с инославными Церквами. Например, с Папами встречались как прежний, так и нынешний Патриархи Константинопольские. Что касается встречи Патриарха Московского, то данная встреча является поистине первой и исторической.
Встреча Папы Римского и Патриарха Московского не случайна, она давно и тщательно готовилась. В виду экстренной ситуации в мировой геополитике и гуманитарной ситуации решено было ее провести именно сейчас, местом проведения была выбрана Куба.
Сегодня, когда всевозможные политические, социальные, национальные и конфессиональные разделения в мире достигли своего апогея и мир почти утратил твердую почву под ногами, братская встреча двух Предстоятелей дает миру нравственную опору и свидетельствует о том, что даже многовековые разделительные барьеры не являются непреодолимыми, что при наличии доброй воли и братского диалога взаимное общение и сотрудничество возможно и действенно.
Свое послание человечеству о единстве и мире Предстоятели изложили в совместной Декларации, подписанной по итогам встречи. В данном заявлении нашли свое отражение ответы на такие злободневные глобальные проблемы, как привлечение внимания мирового сообщества к геополитической ситуации в мире и предотвращение третьей мировой войны, единство Римско-Католической и Православной Церквей, более чем тысячелетнее разделение которых усугубляется «ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого».
Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке поистине драматическая. Там христианское население подвергается религиозной дискриминации, геноциду и вытеснению со своих исторических территорий, а храмы и памятники христианской истории и культуры варварски разрушаются.
Предстоятели призвали все стороны конфликта к прекращению боевых действий. Обратились к мировому сообществу и всем людям доброй воли о молитве и гуманитарной помощи страждущим, выразили надежду на скорое прекращение противостояния на Востоке Украины и объединение церквей Украины на канонических основаниях. Заявили о необходимости взаимного уважения конфессий и недопустимости насильственного прозелитизма.
Призвали католиков и православных учиться жить в мире, согласии и единомыслии друг с другом, христиан Запада и Востока к противостоянию агрессивному секуляризму и необходимости совместного свидетельства о Христе и Евангелии, отстаивании традиционных библейских ценностей, таких как семья и брак между мужчиной и женщиной и недопустимости их уравнения с однополыми союзами. Коснулись проблемы абортов и некоторых других важных вопросов современности.
Очень важно, что Предстоятели коснулись вопросов преследования христиан на Ближнем Востоке, конфессиональной ситуации на Украине, совместного свидетельства раздираемому войнами и несчастиями миру и нравственных ценностей. Этот факт делает заявление двух христианских лидеров больше духовным, чем политическим.
На наш взгляд, несмотря на то, что препятствия для единства Церквей еще полностью не устранены, встреча двух Предстоятелей будет несомненно способствовать улучшению климата в отношениях Римско-Католической и Русской Православной Церкви и расширению форм сотрудничества между ними, в том числе в миротворческом и гуманитарном вопросах, а также даст новый импульс межконфессиональному диалогу на Украине и послужит еще большему улучшению отношений католиков и православных в Беларуси.
Это первая встреча, и она, конечно же, не решит всех имеющихся проблем, но возможно даст Церквам новый толчок к сближению и, в том числе к продвижению и в богословском диалоге.