Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт возглавляет, думается, не очень типичную для Русской Православной Церкви епархию: в её состав входят три субъекта Федерации – Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и часть Ставропольского края. Регион, в котором местами основную часть населения составляют мусульмане.
Когда размышляешь об этом, сразу вспоминаются средневековые войны. Да и сегодня в основе многих кровавых конфликтов лежит вроде бы религиозный фактор. Неудивительно, что меня так поразили слова Владыки Феофилакта, сказанные им в Якутске, куда он приехал по приглашению правящего архиерея Якутской епархии, епископа Романа: «Мы, православные, с нашими братьями мусульманами храним на Кавказе мир!».
Вера – не повод для вражды
— Ваше Преосвященство, как христианам удаётся поддерживать мирные отношения на Кавказе? И насколько вообще это правда – что в основе большинства конфликтов лежит вера?
— Во-первых, нужно сказать: никогда в России не было религиозных войн. Никогда! И это не случайно. Отчасти веротерпимость объясняется историческими условиями, о них пусть говорят историки. Я скажу как священнослужитель: этому есть духовные причины.
Для Православной Церкви, для верующего человека совершенно очевидно, что состояние мира – это не отсутствие войны вокруг тебя, а состояние твоего внутреннего, сосредоточенного, если хотите, гармоничного и симфонического общения с Богом. Мирен не тот, кто хорошо вооружён и спрятался за высокий забор, а тот, кто не имеет желания захватить другую территорию, тот, кто довольствуется тем, что имеет.
Об этом очень ярко говорит Священное Писание. Помните, апостол Иаков учит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4, 1-3).
Вот эта ущербная, инвалидная внутренняя жизнь или её отсутствие подвигают человека к состоянию войны внешней.
Источником любого конфликта является наше духовное несовершенство. Если человек свободен, он никогда никого не будет порабощать. А если сам является рабом страстей и пороков, то всё вокруг себя начнёт обращать в рабство. Он всегда будет стремиться к порабощению, потому что его природа – рабская.
Возьмём простой пример: соседка перенесла границу забора на два метра. У любого это вызовет жгучее желание правды.
Но у человека с глубокой внутренней природой, с духовно богатым миром, жажда справедливости будет исходить из любви. Человек, наполненный любовью, скажет: «Давай
мы не дадим врагу поссорить нас. Давай я тебе в чём-то помогу, что-то для тебя сделаю, но оставим всё так, как было!» Тот же, кто не наполнен миром, сразу начнёт разрабатывать «план Барбароссы»: как бы ему вернуть забор на прежнее место, побольней уязвить соседа, убеждая его в неправоте, и завтра же побежит в суд, к соседям, начнёт жаловаться, рассказывать всем и вся о негодяйке-соседке, которая такое творит!
Кто скорее добьётся своего? Тот, кто готов сражаться и ввязался в войну, будет воевать вечно. А тот, кто ради сохранения мира, побуждаемый миром внутренним, старается с любовью убедить другого, победит.
Потому что победа даётся тому, кто стремится к ней с любовью.
— То есть вы поддерживаете мир, воспитывая свою паству в мирном духе?
— Мы утверждаем мир практикой духовной жизни. Мирен не тот, кто говорит: «Пусть всё будет хорошо». Есть восточная пословица: «От того, что ты часто повторяешь «халва», во рту слаще не станет».
Мирен тот, кто живёт миром. Хотеть мира значает строить его внутри себя. Для этого Господь нам на Кавказе дал множество удивительных святынь. По сей день там стоят храмы, построенные ещё в Х веке, доказывая тот факт, что они были заложены не как границы между двумя культурами, не как знаки их противостояния, а как свидетельство любви в мире.
Почему мусульмане сохраняют православные храмы? (Некоторые из них находятся там, где совсем нет христианского населения). Потому что знают: православный христианин, православная вера не являются опасными. Они знают, что православие – вера любви, вера доброго отношения, милосердия. Эта не та вера, которая пахнет кровью, с налитыми местью глазами. Эта вера – с открытыми руками прощения. Поэтому она и по сей день живёт на Кавказе, и мы строим храмы, монастыри, поклоняемся своим святыням.
— Но неужели совсем не бывает конфликтов?
— На религиозной почве – нет. На территории республик проживает больше мусульман, на территории Кавказских Минеральных Вод – христиан, но дело не в количестве того или иного населения. Дело в правильном определении поступков людей. Оно звучит так: человек, ненавидящий другого, не является верующим.
Тот, кто взял в руки оружие и с какими угодно религиозными выкриками убивает им мирных людей, – неверующий. Это должен понимать каждый. Когда мне говорят: «А как же ваххабиты, которые под исламистскими лозунгами осуществляют теракты?!», я отвечаю: «Это неверующие люди! Верующий в Бога никогда не покусится на жизнь другого человека – создание Божье».
Что мы вместе можем сделать
— А как у Вас складываются отношения с представителями традиционного ислама?
— Очень дружелюбно. Мы совместно участвуем в разного рода проектах – образовательных, социальных – тех, в которых мы одинаково нужны нашему обществу.
И, конечно же, когда меня видят вместе с муфтием, имамом на празднике или на заседании (а мы всегда сидим рядом) – это является для всех образцом взаимоотношений, примером того, что дружба не только возможна между нами, но и остро необходима.
— Владыко, православная Церковь вносит мир в жизнь народов, выполняет миротворческую функцию. Но всё же это не главное дело Церкви. Как бы Вы объяснили, что для нас главное?
— Служение Богу. Природа Церкви божественна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Этой божественной природе, естественно, свойственно стремиться к Своему Создателю. И самая главная, важная, центральная миссия Церкви, биение её сердца, её дыхание – устремление к Небу, жизнь во Христе, служение Богу. Всё, что делается иное – социальное служение, миссионерское, – всё это хождение Церкви.
Апостол Павел называет нас, членов Церкви, телом Христовым (1 Кор 12, 27). Церковь, как тело, становится на ноги и идёт, но самое важное – это служение Господу, благодарение Богу, сакральная жизнь Церкви, духовная её жизнь, спасение чад Церкви.
— Владыко, я услышала, как приветливо Вы говорите по телефону с одним из президентов, и поняла, что у Вас прямая связь с руководителями регионов, входящих в Пятигорскую и Черкесскую епархию. Как складываются отношения с властями?
— Очень естественно: мы общаемся и видим одну главную цель – общее служение.
Когда я беседую с руководством республик, края, главным лейтмотивом является одно: что мы ещё вместе можем сделать?
Случилась беда в Крымске – мы вместе собирали воду, вещи… И один из первых благотворительных караванов нашей Матери-Церкви пришёл из Пятигорской епархии. Более 60 тонн гуманитарной помощи было доставлено в самые первые дни.
Происходят какие-то события на Кавказе, опять возникает вопрос: что мы вместе можем сделать? Нужно строить храм: что мы вместе можем сделать? Меня спрашивают: «Владыко, Вы посетили детский интернат? Что мы вместе можем для него сделать?» Я говорю: «А давайте проведём хорошую дорогу! Детишкам трудно добираться до города»…
Наверное, это – самое главное. Мы решаем спокойно, конструктивно и открыто все вопросы, в том числе связанные с самой действующей епархией, потому что, говоря языком светским, епархия, любой приход – это ещё и хозяйствующий субъект и субъект права. Мы являемся неотъемлемой частью нашего общества. И власти это понимают.
— Можете перечислить какие-то общие проекты?
— С радостью. В прошлом году мы в первый раз (и Бог даст, не в последний) провели большой марафон «Рождественское тепло». Собрали вместе с организациями и предприятиями тёплые вещи и привезли их в социальные учреждения, опекающие и престарелых людей, и детишек, оставшихся без родительского попечения.
С нынешнего года запущена большая программа «Социальное партнёрство», когда то или иное предприятие вместе с епархией берёт шефство над детским домом, учебным заведением и т.д. Церковь не занимается финансовой деятельностью и не имеет возможности оказывать ощутимую материальную помощь, но мы можем проявить духовную поддержку.
Детдомовским ребятишкам одинаково приятно и получить новую курточку, и (если не больше!) тепло пообщаться. Радость общения могут дать верующие люди – женщина, которая стала крёстной мамой ребёнка и будет теперь опекать его, священнослужитель.
Быть крёстными родителями у таких детей – большая ответственность. Они выбираются из числа прихожан и священства.
Я часто повторяю слова, заимствованные из «Маленького принца», немного перефразировав их: «Мы в ответе за тех, кого благословили». Такое социальное партнёрство даёт возможность помогать и духовно, и физически, и материально.
— Ваше Преосвященство, Вы уже второй раз в Якутию приезжаете по приглашению Владыки Романа. Так случилось, что вместе с назначением его на Якутскую кафедру Кавказ приблизился к нашей северной республике, и с каждым Вашим визитом он делается ближе. Нынешним летом ученики Православной гимназии по Вашему приглашению лечились в санатории Минеральных Вод. Сближение продолжится? Что бы Вы хотели сказать якутянам?
— В нынешнем году я приехал не один, сопровождал великую святыню, впервые покинувшую Кавказ, – список с Моздокской иконы Божией Матери. И обратил внимание, как люди молятся, как тянутся к образу. Это желание не поверхностное, оно обусловлено не чем-то вроде «прикоснись к счастью», а внутренним духовным устройством.
Знаете, как ребёнок среди большой толпы может сразу увидеть одну-единственную, которую называет мамой. Тяга к иконе, к Церкви чувствуется всем сердцем. Она является неотъемлемой частью самого народа Якутии. Той частью, которая была сюда всеяна и выращена нашими благочестивыми предками.
Я хотел бы пожелать, чтобы мы берегли эту национальную святыню. Как любой регион, Якутия славна не только своими недрами земными, а прежде всего бесконечной живой частицей души, веры, которая есть в народе. Республика Саха – суровый край, в котором имеются свои традиции, обычаи. Но как бережно они хранятся в Церкви! Мне так радостно было слушать на литургии чтение Евангелия, молитв на якутском языке.
Мы договорились с Владыкой Романом, что в этом году в столице Северо-Кавказского федерального округа, Пятигорске, пройдут дни Якутии. Мы приглашаем епископа, деятелей культуры и искусства к нам, чтобы они могли пообщаться с нашей общественностью, познакомить её с вашей уникальной культурой и познакомиться с кавказской.
И я жду, когда в одном из наших храмов прозвучит молитва на якутском языке! Это будет самым ярким свидетельством того, что народ, который молится на своём родном языке, хранимый Богом. Бог хранит этот народ.
Беседу вела Ирина Дмитриева.
Фото священника Сергия Клинцова.
Читайте также: