Мы созданы для святости
— Ответить на этот вопрос очень сложно, потому что если слепой поведет слепого, в яму упадут оба. В Евангелии сказано: «Еже сотворит и научит, велиим наречется в Царствии Божием» (Мф. 5, 19), — то есть для того, чтобы научить, нужно сначала самому сотворить. К сожалению, у меня в голове, как и у многих, включая читателей и редакцию Правмира, роится очень много информационного шума, отвлекающего от единого на потребу, от Христа, от стяжания Святого Духа, от жизни во Христе и стремления уподобиться Богу.
Ведь мы рождены для того, чтобы стать святыми. Слова дерзновенные, но напомню возглас перед Причастием: «Святая святым!» — то есть «святыня предназначается святым».
Для этой святости мы и созданы. Понятно, что свят не тот, кто не грешит, а тот, кто видит свои грехи, кается в них и стремится измениться. Не грешить невозможно. Если человек увидит, что ему не в чем каяться, я думаю, это будет худший момент в его жизни – он будет находиться в состоянии сатанинской гордыни. «Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой!» — нет святых, кроме Господа, но стремиться к Его идеалу мы должны. Вот почему апостол Павел дерзновенно призывает: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 11, 1).
Борьба за Царствие: на всякое время и на всякий час
Нужно понимать, что Царствие Божие – не то, за что нужно бороться, что нужно отвоевывать. Оно у нас уже есть. Христос нас уже спас Своею крестной смертью. Господь спас всех верующих в Него и желающих соблюсти Его заповедь. Наше дело – не потерять то, что дано. Именно об этом и говорится: «Царствие Божие силой нудится» (ср.: Мф. 11, 12), — нам нужно усилие, чтобы пребывать в нем.
Я совершенно согласен со священниками, которые возражают против популяризации идеи «добрые дела к Рождеству». Мы призваны соблюдать заповедь Христову всегда. Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Разве мы христиане только к празднику? Это в советские годы к годовщине революции сдавали строительные объекты и запускали спутники, а у нас нет авральщины. Вспомните название книги святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Моя жизнь во Христе». Действительно, во Христе должна протекать вся жизнь, каждый день должен быть проникнут общением с Ним и желанием жить по Его заветам.
Одной из составляющих этой жизни и должны быть дела милосердия. К сожалению, человеку в нашем обществе и в наше время очень сложно проявить добродетели. Мученического подвига как такового сейчас нет. Молитвенный подвиг проявить сложно, особенно семейным людям. Но вполне возможно – и слава Богу, что сейчас это входит в моду в хорошем смысле этого слова – заниматься социальным служением. Сам Христос сказал: «Если вы кого-то посещаете в больнице или тюрьме, вы Меня посещаете» (см.: Мф. 25, 36).
Это нужно делать вне зависимости от праздника. Мысль о том, что нечто доброе нужно сделать «к празднику», из себя надо выбивать. Повторюсь: это совдеповщина, а не христианство. Мы молимся: «Иже на всякое время и на всякий час на Небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже». Мы должны поклоняться Христу и славить Его во всякое время. А поклонение Ему заключается не в физических упражнениях, а в совершении заповеданных Им дел.
На земли мир
Если Пасха – праздник, в котором Господь Своею благодатью дает нам радость сверхъестественную (ад уничтожен и растоптан, Христос вернул нас в рай!), то радость Рождества – тихая, созерцательная и спокойная, менее эмоциональная. Рождество совершилось не столь ярко и славно, как Пасха. Представьте события, начиная с Распятия Христова: земля содрогнулась, мертвые восстали из гробов, церковная завеса раздралась, после самого Воскресения произошло множество явлений…
Рождество же произошло незаметно. О нем знал совсем ограниченный круг людей. Этот праздник и воспринимается тихим и камерным. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», — Рождество наполняет землю этим миром и покоем.
Записала Мария Сеньчукова