Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий: Нужно перейти к евангельскому сознанию
Каждый год Церковь готовит нас к Великому посту в одном порядке — Неделя о блудном сыне, затем — Неделя о Страшном суде. Все они создают для поста определённое настроение. Сейчас у нас последняя неделя перед постом — Масленица. Она скоро закончится.
Конечно, Масленица — это не то время, когда нужно веселиться и наесться на весь последующий пост. Масленица с точки зрения христианской — это, наоборот, снижение празднеств, начало, может быть, пока не очень строгое, воздержания от пищи. Затем следует вхождение в пост, граница которого — примирение друг с другом, предшествующее примирению с Богом.
Пост предназначен в том числе и для того, чтобы мы вернули себя на стезю служения Богу. Мы призваны служить Богу, но иногда забываем о своих долгах перед Богом и перед ближними. Пост напоминает нам об этом.
Пост — это десятина года. Как и всякая десятина, это-то, что мы должны вернуть Богу. Получив от Него жизнь и всё, мы хотя бы десятую часть нашей жизни, нашего имущества освящаем, возвращаем Богу — как правило, через Церковь.
Как написано в притче: «Всё, что сделали одному из малых сих, то Мне сделали». Поэтому мы можем послужить Богу через ближнего. Во время поста и делая богоугодные дела, мы возвращаем Богу наши долги.
Граница вхождения в пост — примирение, прощение. Заповедь гласит: когда идёшь к Богу, прежде всего, примирись со своим ближним, и тогда твоя жертва будет принята.
«Как нам прощать?» Мне кажется, это вопрос неправильный. «Как нам испросить прощение?» — потому что у нас вообще не должно возникать претензий к кому бы то ни было. Когда Бог пришёл, он перевернул многие ориентиры в жизни людей. Он взял ответственность на Себя.
Как мне простить? Но если я считаю, что в чём-либо виноват, что несу ответственность за что-либо, что произошло, мне не у кого и просить прощения.
Старец Паисий Святогорец рассказывал о своём духовном возрастании. Так, однажды он шёл по улице, увидел монаха, который согрешает, и сказал: «Я плохо сегодня помолился, и этот монах по моему нерадению впал в грех».
У него не было претензий к монаху, а были претензии к самому себе. Поэтому не было и ощущения, что этот человек как-то перед ним виноват.
Как нам испросить прощения? Мы должны поступать в рамках заповедей.
Конечно, мы не сможем сделать так, чтобы все окружающие нас любили, — этого не смог сделать Сам Господь. Но от нас зависит, по крайней мере, минимизировать тот вред, который мы наносим окружающим.
Кроме того, все люди — это, в конце концов, одно существо, один человек. Последняя молитва Христа звучит: «Да будут все едино, как Мы едины» (Ин. 17:11). Последнее единство — это, по сути, одно существо во множестве ипостасей. Поэтому, когда мы согрешаем даже внутри себя, согрешает и этот единый человек, и все члены его страдают.
Нельзя говорить: «Вот, я согрешаю, но я же никому плохо не делаю», — так не может быть. У нас совсем иное учение о человеке, понимание его и его судьбы и будущего. Поэтому, если кто-то где-то в глубине подвизается и просит прощения — как говорят, «молится за весь мир», то всем от этого лучше. Если кто-то один согрешает, даже в тайной комнате, — всем от этого хуже. Это — Евангельское учение.
Поэтому нам всегда есть, в чём каяться перед людьми. Ведь когда мы согрешали, мы, в той или иной степени, нанесли вред, травму всем. Поэтому у нас всегда должно быть готово сорваться слово: «Простите». Сначала «простите», а потом уже понять, насколько мы действительно виноваты перед человеком — как правило, виноваты.
Но мы в любом случае можем принять вину на себя. Господь это показал — показал и никого не отверг — это Его принцип. Мы согрешили — Он пришёл расплачиваться.
Поэтому, настраиваясь на пост, надо понять, в каком пространстве мы живём — в пространстве евангельского учения и евангельского благовестия. Если мы переходим в евангельское сознание, то, соответственно, для нас нет тех вопросов, которые обычно вызывают недоумение в обычном пространстве этого мира.
Вопросов нет — но часто, к сожалению, нет и желания. Иногда мы всё понимаем, но ничего не делаем. А понимать и делать — не одно и то же. Понимать и быть — не всегда совпадают.
Подготовила Дарья Менделеева