Близится Великий пост. О том, что это за время, как его провести, какие искушения могут подстерегать постящихся и как с ними бороться — епископ Канский и Богучанский Филарет.
— Что означает пост в православном понимании?
— Наступили подготовительные седмицы перед началом Великого поста, и разумно в это время порассуждать о том, что же такое пост в понимании православного человека. Пост — это время особого духовного делания человека, когда мы стараемся привести в состояние гармонии свою душу через воздержание. Воздержание заключается в стремлении человека отрешиться от греховных состояний, помыслов через молитву и телесное говение. В пост принято воздерживаться от некоторых продуктов питания, которые, услаждая чрево, отягощают душу и отвлекают ее от умного делания.
Под умным деланием мы разумеем молитву, сопряженную с покаянием, памятованием о Творце как Промыслителе, с размышлением о своем предназначении. Вот в таком состоянии человек готов к Богообщению, он становится на ступеньку ближе к Своему Творцу. Неслучайно дни Великого поста называются Святой Четыредесятницей. Действительно, это благодатное время, которое способно изменить внутренний мир человека при условии правильного отношения к посту. Наконец, это время особой борьбы с духами злобы поднебесной. Демоническим силам неприятно такое делание, которое приближает человека к Богу, отсюда и возникают особые искушения в эти дни.
— Какие искушения могут подстерегать человека Великим постом и насколько они сильны именно в это время?
— Как ни странно, но человек постящийся, помимо ощущения благодатного состояния приближения к Богу, может почувствовать антипод этого состояния. Иногда кажется, что все вокруг начинает приобретать негативные формы, все начинает ополчаться против самого человека. В это время часто обостряются отношения с близкими людьми, с сослуживцами, на поверхность выходят забытые проблемы, конфликты, причем все это может облекаться в новые формы.
Зачастую в подобных ситуациях человек чувствует себя оставленным Богом и даже порой сетует на Него. Нередко человек становится агрессивным, озлобленным. Но, здесь следует сразу вспомнить о том, что мы вышли на борьбу не с земными врагами, а с хитрейшим и злейшим врагом человека — диаволом. Поэтому, ступая на поприще духовного делания, нужно морально подготовить себя к разного рода искушениям.
— Как врачевать себя во время искушений?
— Господь дал нам особые дары, которые способны уврачевать наши душевные состояния. Первое и главное — постоянное памятование о Боге, второе — покаяние и молитва. Это значит, что и во время постовых искушений мы сразу должны обращать свой взор к Творцу, помня о том, что Он нас не оставляет ни на одну минуту и не дает ничего выше наших сил. Молитва — самое верное средство противостоять искушению.
Порой прихожане задают такой вопрос, а как быть, если во время какого-либо обстоятельства ты не можешь сосредоточиться сразу на прочтении какой-либо молитвы. Я отвечаю, что достаточно в это время призвать Бога, произнеся два слова: «Господи, помилуй». На этот призыв Господь всегда откликается и не оставляет человека в беде. К тому же надо научиться благодарить Бога за все: и за скорби и за радости.
Мы часто считаем, что наше молитвенное обращение к Богу должно носить только просительный характер, но это ошибочное мнение. Если по-христиански отнестись к пониманию «искушения», то и здесь следует сделать благие выводы. Через правильное преодоление искушения человек приобретает духовный опыт, становится ближе к Богу. Достаточно вспомнить «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, где показывается путь восхождения к Богу через духовный опыт, который дает возможность человеку стяжать добродетели. Неслучайно в Неделю четвертую поста Церковь воспоминает этого преподобного отца. Именно в дни Святой Четыредесятницы его опыт может ободрить человека в продолжение духовного делания.
— Великим постом как никогда мы говорим о покаянии. А в чем оно заключается и почему православный человек в дни поста чаще прибегает к этому Таинству?
— Покаяние, как говорят отцы Церкви — это великий Божий дар человеку. Это состояние души, желающей освободиться от довлеющей тяжести греха. Покаяние возможно при условии, если человек осознает свою греховность и ощущает вину. Состояние вины понимается как плач души, переживание о содеянных поступках, противоречащих заповедям Божиим, голосу совести, которая является божественной категорией.
Покаяние не является одноминутным состоянием, это целожизненное переживание последствий греха. В Таинстве исповеди происходит врачевание души от этих последствий. Поэтому православный человек готовит себя особым образом к этому Таинству, обновляющему жизнь. В невоцерковленном сознании приход на исповедь часто сопровождается автоматическим перечислением греховных состояний в надежде на то, что это даст возможность всецело освободиться от греха. Такое покаяние Богу не угодно.
Исповедать грех — значит ощутить вину, т. е. тяжесть, последствие греха. Великим постом православный христианин старается как можно чаще исповедоваться. В этом есть особый смысл, ведь именно в эти дни мы больше уделяем времени молитве и, читая духовную литературу, находим в себе многие греховные изъяны, которые мешают нашему единению с Богом. Очистительное время Великого поста дает нам почувствовать состояние обожения естества, к которому должен стремиться каждый человек при жизни.
Еще одно Таинство, которое дает возможность освящения души и тела — причащение Святых Христовых Тайн. Здесь мы во всей полноте соединяемся со Христом, который попаляет терние греха. К этому Таинству мы приступаем после исповеди, ибо только в чистоте телесной и душевной человек может соединиться со Христом.
— Каких греховных страстей следует особо остерегаться в дни Великого поста?
— Я бы советовал особо остерегаться в эти дни гневливости, зависти и ревности. Эти состояния способны затмить разум человека. Вообще всегда надо помнить о том, что совершение одного греха обязательно повлечет и совершение других, порой более тяжких. Как в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского. Грех — это тоже преступление. Совершив грех, человек становится преступником Божественных установлений.
— Сейчас стало модно соблюдать постные дни в качестве возможного оздоровления организма. Каково Ваше отношение к этому явлению?
— Все хорошо, но пост предполагает духовный подвиг человека, который заключается, как я уже говорил, в молитве и покаянии. Есть две стороны поста — телесная и духовная. Телесная связана именно с воздержанием в пище, а духовная — в умном делании. Полноценный пост совмещает эти две составляющие. Воздержание в пище с целью очищения организма от всевозможных шлаков и в целях оздоровления не является постом. Хотелось бы думать, что это первый шаг человека к тому, что он осознает важность поста как духовного подвига.
— Великий пост относится к разряду строгих. Как быть тем, кто трудится или находится в состоянии болезни? Есть ли послабление для каких-то категорий людей?
— Конечно, есть категории людей, для которых имеются послабления постом. Это — дети, беременные женщины, больные и люди, находящиеся на работах, где требуются серьезные физические или умственные нагрузки. Послабление поста следует согласовывать с духовником. Каждый случай индивидуален и здесь нет общих предписаний.
— Какими духовными советами Вы можете поделиться с нашими читателями и что Вы можете пожелать?
— Прежде всего, хотелось бы предостеречь тех, кто впервые будет совершать умное делание в дни Великого поста от «перегибов» во время говения. Не стоит на себя накладывать бремя духовных подвигов самостоятельно, без благословения духовника. Это чревато тем, что такой опыт может быть омрачен серьезными искушениями.
Недавно в моей практике был случай, когда еще до конца не воцерковленный прихожанин во время Рождественского поста, прочитав много духовной литературы, которая ближе по содержанию для монашествующих, решил строго соблюдать предписания Типикона. Стал практиковать сухоядение, особые молитвенные правила и т. п. Вначале у него все получалось, и потому к советам подходить разумно к вопросу поста он не прислушивался. Но в одно время у него усугубились прежние греховные состояния. Результат плачевный — запой, гипертонический криз и микроинсульт. Так бес поругал человека. Поэтому все свое делание во время поста необходимо согласовывать с духовником, чтобы не навредить духовному и телесному здоровью. Все хорошо и полезно в меру.
Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, с пользой провести дни предстоящей Святой Четыредесятницы, чтобы в бодром состоянии духа войти в радость праздника Светлого Христова Воскресения. Храни Вас Бог!
Читайте также:
10 важных дел, которые надо успеть сделать до окончания Великого Поста
Работа и пост: советы священников