Непредсказуемый, опасный и несправедливый
Попробуем описать вирус, который сегодня повергает в трепет все человечество. Он имеет множество проявлений — в данный момент я упомяну лишь о некоторых.
Первая и самая главная особенность данного вируса — это его смертоносность. Хоть смертность и небольшая — она есть. Следовательно, данный вирус может стать причиной биологической смерти человека. Это констатирует и врачебное сообщество, это приходится констатировать и нам, потому что умирают наши близкие, друзья и знакомые.
Вторая особенность вируса — его заразность. Он распространяется очень быстро, часто люди даже не понимают, где и когда смогли заразиться, а болезнь уже прогрессирует. Именно эта особенность делает вирус чрезвычайно опасным, поскольку его действие становится разрушительным для человека, здоровье которого оказывается под угрозой независимо от того, в какой стране или области он находится. К тому же система здравоохранения терпит колоссальные нагрузки.
Третья особенность вируса — его непредсказуемость. Невозможно предугадать, как в каждом конкретном случае будет проходить течение болезни: будет ли оно бессимптомным, или придется принимать лекарства, ложиться в больницу, а то и в реанимацию. Сможет ли человек выздороветь без искусственной вентиляции легких или даже это не поможет и его ждет смерть.
Вирус непредсказуем из-за того, что нельзя предугадать его действие и развитие в организме каждого конкретного человека, и это делает его особенно коварным. Итак, COVID-19 легко передается и представляет смертельную опасность ввиду полной непредсказуемости.
У вируса есть еще одна особенность. Он несправедлив. Один человек, сам того не зная и прекрасно себя чувствуя, становится бессимптомным носителем и передает вирус другому, который болеет тяжело или даже умирает.
Еще одна особенность вируса — это его способность к мутации. Мутируя, он меняет свою форму. Недавно в СМИ было много шума по поводу серьезной мутации, обнаруженной в Великобритании — и пока неизвестно, каковы будут последствия. То есть у вируса нет постоянной, неизменной формы, нет четких характеристик и параметров, зная которые, его было бы можно победить.
Поэтому вся медицинская наука, все медицинское сообщество сейчас мобилизовано, чтобы одержать победу над этим коварным, заразным, смертоносным, несправедливым, обманчивым и постоянно мутирующим вирусом, похожим на корону (отсюда и его название — коронавирус), главным врагом нашего времени.
Очевидно также, что этот вирус очень силен — он с такой мощью распространился по миру, что все страны вынуждены бороться с ним, по отдельности или сообща, — правда, безрезультатно, так как все оказались не готовы к такому заболеванию. Стоит только напасть на его след, как он тут же меняет форму, усиливая панику и страх во всем мире.
Страх, гнев и бесконечные споры
Последствия этого, наблюдаемые сейчас в жизни общества, различны. В первую очередь это страх, паника, волнение и беспокойство.
Страшно, потому что совершенно неизвестно, когда и как вирус окажется в твоем организме. Поэтому мы боимся друзей, боимся близких, ведь они могут заразить нас, боимся самих себя, потому что можем стать носителями и распространителями вируса; боимся за свое здоровье, потому что не знаем, каким будет течение болезни. Мы живем с этим страхом, который заразен так же, как и вирус. А поскольку сегодня у нас есть масса способов мгновенно получать информацию из СМИ, происходит прямо-таки бомбардировка этим страхом, который овладел всем обществом и пытается овладеть и нашей душой.
Еще одно последствие вируса — это гнев. Гнев рождается через восприятие новостей, которые могут быть как правдивыми, так и ложными. Люди перестают доверять друг другу. Один говорит одно, другой — прямо противоположное. Происходит какое-то событие, СМИ подают его определенным образом, а перепуганные и без того люди впадают в панику, потому что сейчас никто уже не доверяет ни правительству, ни чиновникам, ни врачам. Человек начинает критиковать все и всех, и вот уже страх смешивается с гневом. Мы негодуем, что нас обманывают, а от информации, которую невозможно проверить, действительно трудно защититься. Складывается впечатление, что нас заставляют верить в то, что не вызывает доверия. И это создает еще большую панику.
Итак, во-первых — страх и неуверенность. Во-вторых, массовое распространение лживой или непроверенной информации, зачастую в псевдонаучной упаковке. Вслушайтесь в повседневные разговоры — то и дело проскальзывают научные термины, о которых обыватель не имеет ни малейшего понятия.
В нашем распоряжении — море информации, заливающее нас с мониторов, экранов смартфонов и из соцсетей. Настоящая бомбардировка информацией, которую мы никак не можем проверить, нет такой возможности… В итоге — если что-то оказывает на нас сильное впечатление, мы готовы тут же принять это за чистую монету. А подобные «символы веры» приводят к еще большему страху, который порождает гнев и жестокость.
Так что самый главный результат всей этой истории — наша сегодняшняя жизнь. Какая она сейчас? Всюду — споры, разногласия, противостояние, даже в одной семье. Один верит одному, другой — другому, и вот уже возникает настоящая борьба идеологий, ведь люди хотят знать, что происходит и где правда. Это касается и вопросов вакцинации: люди спорят до хрипоты, есть ли у прививок негативные последствия, насколько они безопасны и надежны, какую вакцину выбрать и так далее.
В итоге ум наш наполняется самыми разными помыслами, разрушающими мирное состояние духа. Но ведь именно к миру душевному стремимся мы, христиане, — и речь здесь вовсе не о самоуспокоении и беспечности, а о стяжании Божественного мира, который непременно должен быть в нашем сердце, потому что именно так оно способно принять Божественную благодать.
Но паника и страх порождают в нашей душе прямо противоположное. Мы начинаем плутать и теряться. Мир вокруг видится таким мрачным, что непонятно — в какую сторону двигаться, куда идти, у кого просить совета. Пугаясь, мы сбиваемся с пути. «И нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя», — прямо как во времена пророка Даниила (Дан.3:38). Нет никого, кто мог бы спасти человечество от этой напасти. И атмосфера отчаяния, в которой мы живем сейчас, создает великое смущение и путаницу.
Итак, сначала — страх и неуверенность, затем — гнев и жестокость, и как результат — оскудение любви и междоусобица.
Ржавчина, разъедающая душу
Вирус. А что, собственно, означает это слово? Вирус по-гречески — ιός. В словарях приводятся разные толкования. Первое — это «яд». Вот почему в греческом языке данное слово часто используется для обозначения змеиного яда. Второе толкование — «ржавчина» или «накипь» (чуть позже я приведу пример из Ветхого Завета). Также это — «фактор заражения». А в последние десятилетия слово «вирус» используется для обозначения программ, разрушающих компьютерную систему. Так что вирусы разрушают не только организм, но и современные технологии.
Это слово есть и в греческом переводе Священного Писания. Оно встречается и в Ветхом, и в Новом Завете. Ветхий Завет использует его в псалмах. Помните — «яд аспида под устами их», «ярость (т.е. яд) их по подобию змиину» и т.д.? Аспид — это и есть змея, а яд аспида — это яд змеи, отрава диавола. Через укус змеи в наш организм попадает яд из ее головы. Слово «яд» встречается и в Послании ап. Иакова, и в Послании к римлянам — применительно к злым словам, исходящим из наших уст и ранящих ближнего.
В значении «ржавчина» это слово встречается в пророчестве пророка Иезекииля, жившего в Вавилонском плену при Навуходоносоре. Это было в VI в. до Р.Х., сам плен продолжался 47 лет, и в это же время в Иудее жил и пророчествовал пророк Иеремия. Тексты пророка Даниила, посвященные трем отрокам в печи Вавилонской, — тоже этого времени.
Пророк Иезекииль стяжал особую благодать. Его книга начинается с обличения грехов, а в последних главах оживает великая надежда. Пророчество Иезекииля читается у нас в Великую Субботу — помните поле, полное костей, которые облекаются плотью и оживают? А в 24-й главе народ, предавший Бога, сравнивается с котлом, покрывшимся изнутри накипью или ржавчиной, которую невозможно удалить. Это ржавчина безразличия, отчуждения от воли Божией. «Горе котлу, в котором есть накипь и с которого накипь его не сходит!» (Иез.24:6). Ведь Бог может попросту уничтожить негодный котел, изъеденный ржавчиной, ιός, вирусом! Очень похоже на сегодняшнюю ситуацию, в которой живет наше общество.
Вирус поразил котел нашей жизни, где царствует безразличие как к Богу, так и к ближнему, — а зачастую даже и не безразличие, а явная агрессия. Мы не просто не верим Богу — мы все дальше отдаляемся от Него, все сильнее противимся Его воле. Так что наше общество в лучшем случае безразлично, а в худшем — богохульно. И лучший случай — вовсе не лучший на самом деле.
Разрушительный ιός, вирус, поражающий стенки котла, рано или поздно уничтожит его. И эта «ржавчина» может проникать во все слои общества, в том числе и в жизнь церковных людей, жизнь каждого из нас. Любой может «проржаветь» настолько, что станет абсолютно безразличным к Богу.
И вот уже Рождество Христово для такого человека не имеет никакого отношения ко Христу — это просто уютный семейный праздник, с вкусной едой, веселым застольем, елкой и гирляндами. Вирус поражает душу настолько, что в ней нет ни движения, ни духа. Вот почему отцы Церкви так часто говорят о ржавчине, разъедающей душу.