Сегодня много говорят об активности прихожан как необходимом условии развития приходской жизни. Но кого именно можно назвать активным прихожанином, что должно стать предметом внимания, заботы, ответственности членов приходской общины? Сегодня специально для портала «Приходы» об этом рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Активный прихожанин – это конечно, тот человек, который регулярно посещает храм. Мне кажется, что бывать в храме каждое воскресенье обязательно. Нужно участвовать в богослужении – не просто прийти постоять, а вникать всем сердцем и умом в совершение Литургии, знать ее смысл, и не только знать, а всю жизнь углубляться в него, постоянно изучать богослужение. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «мы очень маложизненно участвуем в Литургии».
Но, с другой стороны, нельзя сказать, что добрый прихожанин – это тот, кто просто приходит иногда в храм, получает благодать, а потом уходит к себе домой, как мышь с куском сыра в норку, и питается этой благодатью до следующего воскресенья. Прихожанин берет на себя ответственность за все, что происходит в храме. Он даже материально поддерживает свой приход, вносит свою десятину: деньгами или делами, в зависимости от собственных возможностей.
Община – это совместное воспитание детей, это забота о нуждающихся, это привлечение людей, которые ничего не знают о Боге, в храм, это встреча новых членов прихода и налаживание добрых отношений с ними. Человек входит в приходскую семью и начинает жить ее жизнью. Ведь любовь в общине, как и в семье, возникает и сохраняется только тогда, когда каждый ее член заботится об ее умножении.
Мы можем много получить в общине для себя: любовь, помощь материальную или даже просто бытовую, например, найти, кто бы посидел с заболевшим ребенком, но в то же время стремимся помочь и своим братьям и сестрам. Мы называем так друг друга в храме, и это не просто вежливая форма обращения, подобно «дамы и господа» или «дорогие товарищи», а отражение сути наших отношений в приходской семье.
Конечно, очень важно, чтобы частью приходской семьи становились и ваши дети, и ваши супруги. В храм нужно ходить вместе всей семьей – брать с собой детей, родителей; даже если супруг неверующий, можно попросить его помочь, чтобы он тоже участвовал, хотя бы немного, в жизни общины. А если «вторая половина» отказывается от веры, обязательно нужно молиться о том, чтобы Господь привел жену или мужа в Церковь.
С одной стороны, такая жизнь может показаться более трудной – все и так жалуются на постоянный недостаток времени. Но на самом деле будет не сложнее, а даже легче, ведь у тебя появится много друзей, единомышленников, помощников – того, чего нам всем так не хватает в обыденной жизни.