Дорогие друзья!
Я пишу вам, потому что после нашей встречи на круглом столе продолжаю думать о вас и мысленно беседовать с вами.
Мне хотелось бы продолжить нашу дискуссию об этом пресловутом празднике, который вы вскоре собираетесь отмечать в стенах вашего вуза. Мы о многом, связанном с ним, не успели толком поговорить. О том, допустимо ли шутить, оскорбляя своими шутками других; о том, что такое праздник в общем смысле этого слова; о том, над чем можно смеяться, а над чем не стоит; о том, чем отличается актерское искусство от кривлянья и гримасничанья.
Есть еще более важные темы, которые касаются того, что и как празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Нужно поговорить о том, что такое добро и зло, в чем источник того и другого.
Я приглашаю вас и всех, кого интересует эта тема, продолжить наш разговор.
Защитники этого празднования говорили о его светском и шуточном характере. Но, наверное, вы согласитесь, что это контркультурный праздник и именно с этим связана его популярность у молодежи. Вас привлекает возможность в эту ночь «оторваться по полной», вести себя развязно, оправдывая свое поведение участием в «празднике», который легализует то, что обычно считается неприличным и недопустимым.
Боюсь, что вы таким образом даете власть над собой тому злу, которое хочет укорениться в нашей испорченной грехом человеческой природе. Распуститься легко, трудно будет потом собраться. Зло прилипчиво и заразно. Оно хочет овладеть всей вашей душой. Уступка ему на один день или ночь укрепит его позиции в вашей душе.
Мне кажется, многих из вас привлекает и инфернальная мистика этого праздника. Вам надоела обыденность, вы хотите прикоснуться к тайне зла и смерти. Конечно, человеку нельзя не размышлять об этом. Как победить зло? Что будет после смерти? Можно и нужно это узнать. Но принимая условия игры этого «празднования», вы входите в мистические области со стороны зла, а не добра.
Вы думаете, мои дорогие, что празднуя этот день (или ночь), вы не участвуете в языческом культе или сатанинских обрядах. Но действия, которые вы совершаете, отмечая этот «праздник», имеют символическое значение и приобщают вас, хотите вы этого или не хотите, ко злу. Зло в нашем мире всегда прикрывается добром, всегда предлагает какие-то «радости» и удовольствия как приманку на крючке смерти, страдания и несвободы.
Кроме того, зло – не безличная сила, оно персонифицировано и его основатель совсем не похож на романтический, привлекательный образ «благородного» Воланда из «Мастера и Маргариты». На деле он страшно гадкий, лживый и омерзительно противный. Что-то вроде Горлума из «Хоббита», только Горлума, заполучившего Кольцо. Образы зла, которые являются атрибутами «праздничного» действа имеют связь с реальным злом, но представляют его вполне приемлемым и допустимым.
Хочу предупредить вас об опасности через это светское и шуточное празднование вступить в контакт со злом, приобщиться злу, которое с вами шутить не будет. Последствия участия в этом празднике могут быть очень печальны, хотя и не сразу заметны.
Если же вас действительно интересует мистика, вопросы взаимоотношения добра и зла, жизни после смерти; если вы хотите быть по-настоящему всегда радостны, счастливы и свободны, мы можем продолжить наш разговор.
С уважением и любовью,
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон