Епископ Пантелеимон (Шатов) в своем блоге Рождественским постом пишет о Таинстве Исповеди.
Вспоминая всё то, в чем обличала нас советь, нужно обратить особое внимание на те наши действия, слова, мысли, из-за которых мы лишились благодати Божией. Я думаю, что все вы, дорогие друзья, если не всегда, то хотя бы иногда, чувствуете в душе после причастия Святых Христовых Таин особое спокойствие, и с этим спокойствием кто-то живет несколько часов, кто-то – всю неделю, а у кого-то оно теряется уже через пять минут. Нужно обратить внимание на то, почему это происходит, какие грехи нарушали наше внутреннее устроение и именно в них каяться особенно.
Очень полезно перед тем, как исповедоваться, не только вспомнить всё то, что было нами совершено, но и еще раз проверить себя, вспоминая заповеди: как ветхозаветные, так и данные нам для блаженства Господом нашим Иисусом Христом. Можно проверить себя по шкале восьми главных греховных страстей (гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние): как они проявляются в нашей жизни, насколько мы были подвержены этим страстям в дни после последней исповеди… Нужно внимательно следить за собой в течение всей нашей жизни, но, готовясь к исповеди, надо с особенным усердием вспомнить обо всем, что с нами произошло, обязательно помолиться Богу и попросить Его, чтобы Он открыл нам те грехи, которые мы, возможно, забыли или не заметили.
Нужно стараться глубже проникать в смысл своих поступков, в мотивы, которые нами руководят, потому что иногда то, что мы считаем добротой, на самом деле является расточительностью, то, что считаем бережливостью, оказывается скупостью и т.п. Порой и хороший поступок может быть вызван злым желанием, которое мы лукаво оправдываем. Мы говорим, к примеру, о каком-то человек: «Надо же положить конец злу, надо же сделать ему замечание!» Но на самом деле нам просто хочется разгневаться, мы не желаем удерживать клокочущий внутри нас гнев, не боремся с ним, а себя оправдываем тем, что хотим укротить зло. Или, например, душа человека может быть наполнена блудными, нечистыми желаниями, а он себя оправдывает: «Надо же посмотреть, до чего сейчас мир докатился, чем таким плохим современная молодежь занимается…» На самом деле у него – похотливое желание насытиться блудной грязью. Довольно часто мы прикрываем свои злые желания какими-то благовидными предлогами и оправдываем свои нечистые помыслы добрыми целями. В этом тоже нужно обязательно разбираться, всячески разоблачать лукавство нашего греховного ума, видеть лицемерие своей души, пронизанной грехом.