Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Это как министр финансов в миру. До недавнего времени он был труднодоступной для журналистов личностью. Но теперь, когда ему поручено курировать совместный с московским правительством проект строительства 200 новых быстровозводимых храмов, общение с прессой стало неизбежным. И Владыка нарушил молчание и встретился с нашим корреспондентом и ответил на вопросы об этом масштабном начинании.
— Ваше Преосвященство, как вы оцениваете, 200 храмов — это много или мало?
— Мэр Москвы Сергей Собянин справедливо рассудил, что недостаточно, поскольку снесено было в свое время больше тысячи. И если судить математически — маловато. В Москве на каждый храм приходится 40 тысяч жителей. В среднем по России — 11,2 тысячи. Новое строительство приблизит нас к этому показателю, но не достигнет его. Все равно столица останется на одном из последних мест по обеспечению духовных потребностей людей. Но ведь строительство в основном будет вестись в густонаселенных спальных районах, где храмов практически нет вообще. Здесь в принципе не цифры важны. Речь идет об исправлении духовной составляющей города. Судите сами. Храмы созидались нашими предками в честь явления Богом великих чудес, в память о славных сражениях и избавлении от смертоносных опасностей. В них отражалась русская история, воплощалась, обретала стены духовная жизнь нации. А варварское разорение святынь в первой половине прошлого века было надругательством над национальной судьбой. Еще страшнее становится, когда вспоминаешь ветхозаветные слова о неизбежном проклятии разорителей святынь на несколько поколений. Верю, строительство новых храмов положит начало духовному обновлению, осознанию греха теми, предки которых лишили Отечество духовных корней.
— Как вы относитесь к возникшей несколько мирской формулировке «храм шаговой доступности»?
— Нормально отношусь. Я ведь сам хорошо знаю, как горько потерять эту самую шаговую доступность к храму. Я родился на улице Тихвинской, это недалеко от метро «Новослободская», в 12-дневном возрасте был крещен в храме во имя Святого Пимена Великого, до которого было рукой подать от нашего дома. Впоследствии мы переехали в Тушино, и храма поблизости уже не было. И вот по воскресеньям нам теперь приходилось добираться до храма по полтора часа с пересадками. По дороге нам встречались несколько храмов, но все они были закрыты. Помню, какие гнетущие чувства это вызывало в моей детской душе. И как сейчас мне отрадно, что у людей больше возможностей посещать богослужения, насыщать свои души светом, любовью, добром. Но в Москве, конечно, храмов не хватает катастрофически. Уже не только в большие праздники, но и просто в выходные людям приходится выстаивать долгие очереди на исповедь, к свечному ящику. И эти трудности, конечно, не могут не омрачать им радости от посещения храма. Особенно сложно тем, кто приходит с маленькими детками. Новые храмы существенно улучшат ситуацию. Я не понаслышке знаю, что очень и очень многие ходили бы в церковь чаще, но после трудной рабочей недели, бесконечных московских пробок им просто физически не хватает сил в выходной день рано встать, долго ехать, да потом еще и в очереди стоять, чтобы хоть свечку купить и подать записочку.
— Вы уверены, что новые храмы будут заполнены?
— Странный вопрос после приведенных фактов. Безусловно, будут. Не надо недооценивать значения духовной жизни для современных москвичей. Подумайте сами. Жизнь человека начинается в храме и заканчивается в храме. Самые важные в этом мире вещи — рождение человека и его смерть — обязательно сопровождаются церковными таинствами. А между ними большая жизнь. Какой она будет, во многом зависит от того, как человек будет исполнять обеты святого крещения, насколько будет верен идеалам любви и добра. Посещение храма помогает людям жить по-доброму, по совести, а в трудную минуту найти утешение. И москвичи, безусловно, заслуживают того, чтобы путь к храму был посильным. Потребности души не менее важны, чем потребности тела. Все хорошо знают, что душевная боль зачастую сильнее физической, а счастье почти не связано с материальным миром. Ведь любовь, искренность радуют значительно больше, чем вкусный обед или новый автомобиль. Духовное на самом деле у всех важнее телесного. Не только у верующих. А теперь посмотрите. Сегодняшние спальные микрорайоны Москвы сопоставимы по масштабам с достаточно большими городами. Там есть магазины, детские сады, стадионы, больницы — все, что нужно для обеспечения телесных нужд человека. Но почти нет храмов. Рад, что эта ситуация наконец будет исправлена.
— Вы можете рассказать, по каким принципам ведете хозяйственную деятельность? Они как-то отличаются от того, как управляют финансами, скажем, светские министры, если такое сравнение уместно?
— Я просто не знаю точно, каких принципов они придерживаются. Но рассказать о своих могу. Их лучше всего отражают слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные еще при вручении мне архиерейского жезла. «Нам предстоит еще много восстановить святынь и воздвигнуть храмов, — сказал он. — При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы, посвящается Богу, и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие дела». Что касается практической составляющей деятельности Финансово-хозяйственного управления, то проводить параллели с мирской экономикой просто невозможно. Бюджет государства формируется в основном из налогов и сборов, уплата которых — закрепленная законом обязанность. А бюджет Церкви формируется исключительно добровольным и свободным произволением людей, жертвующих часть своих доходов на храм. Здесь не действуют законы экономического планирования. Мы можем сформулировать задачу для себя — что-то отреставрировать или построить, например. Но знать заранее, что необходимая сумма будет собрана к определенному сроку, казалось бы, нельзя. Но в отличие от светского министерства финансов у нас есть очень мощный инструмент регулирования всех затруднений — молитва. И упование на помощь Божью. Смею вас заверить, это гораздо надежней любых банковских гарантий. Для благого дела Бог всегда посылает все необходимое.
— И вы не волнуетесь, найдутся ли необходимые деньги на строительство 200 новых храмов?
— Волнуюсь, а как же иначе? Но верю Богу, что найдутся. Не стоит недооценивать, как много у нас людей, болеющих душой за дело духовного возрождения Отечества, людей, ищущих истину, Бога. Сейчас трудное время. Много зла, раздражения, лжи, несправедливости. В такие моменты люди и начинают смотреть на небеса и искать истинные ценности. Православие — это вера наших отцов, та основа, на которой веками формировались страна и народ. И поэтому люди тянутся к храму как к чему-то своему, родному. Всем миром мы обязательно построим новые прекрасные храмы, где многие столетия москвичи будут находить радость и утешение.
— Православная Церковь как-то отмечает жертвователей?
— Конечно. Но главное, что их имена уже вписаны в более важном месте — в книге Жизни у Бога. В качестве земного символа этой обещанной Богом награды созидателям святынь мы запечатлеваем имена жертвователей на стенах храмов, построенных на их средства. Знаете, очень часто люди не называют своих имен, делая даже очень большие пожертвования, желая украсить добродетель щедрости скромностью. Но отмечать благодетелей обязательно надо — для других людей и для будущих поколений. Чтобы традиция меценатства и благотворительности была преемственной. Есть еще один обычай — начертания имен на кирпичах, идущих на возведение храмовых стен. Человек, купивший именной кирпич, получает от строящегося храма специальную грамоту, а его имя навсегда остается в стенах церкви. И даже мелкая монетка, положенная в церковную кружку, делает человека созидателем храма. Не важен размер жертвы, важно, чтобы жертва была от чистого сердца.
Галина АНАСТАСЬЕВА
Источник: Московская правда