19 ноября Архиерейский собор Сербской Православной Церкви принял решение об извержении из сана епископа Рашско-Призренского Артемия (Радославлевича).
Что привело к столь плачевному результату?
13 октября владыка Артемий направил Священному архиерейскому Синоду Сербской Православной Церкви открытое письмо, в котором подчеркнул, что он не будет повиноваться новому решению «церковного правительства» о запрещении его в священнослужении, принятому Синодом по отношению к нему после опубликования письма епископа на покое, в котором он требует возвратить к нему кафедру Рашско-Призренской епархии. Также, он сообщил, что не собирается соблюдать «неканонические» решения высших церковных органов, Синода и Собора.
В ответ на это предстоятель Сербской Церкви Патриарх Ириней обратился к епископу Артемию в письме, опубликованном на сайте Сербской Православной Церкви, в котором подчеркнул, что если владыка считал решения Синода неканоническими, то должен был через «церковное правительство» представить письмо Собору, чтобы высший церковный орган высказал свою позицию по этому вопросу.
«Вместо такого, канонически и церковно единственно правильного порядка, для выяснения Ваших отношений со Священным Синодом Вы выбрали обращение к СМИ, несмотря на то, что неоднократно, со времени приснопамятного патриарха Павла и до сих пор, Вас предупреждали о том, чтобы Вы прекратили общественную полемику и навлечение позора на Священный архиерейский Собор, Синод и патриарха в СМИ», — напомнил Патриарх.
Патриарх также сообщил владыке Артемию, что оценка канонической действительности решений Синода не относится к компетенции епархиального архиерея: «Вы поставили себя высшим каноническим судьей в Сербской Православной Церкви, который по своему усмотрению, Вы будет толковать, что в решениях и действиях Священного архиерейского Синода соответствует канонам, а что нет, и согласно этому, Вы самовластно хотите решать, каким решениям Вы как архиерей Сербской Православной Церкви будете повиноваться, а каким нет. Таким образом, Вы незаконно приняли на себя компетенцию Священного архиерейского Собора, ставя себя над Собором, что стало практикой в Ваших архиерейских действиях и в поведении в течение последних несколько лет».
Патриарх в своем письме также ставит в вину владыке Артемию, что он в монастыре Шишатовац принимал «беглых монахов и духовенство», общаясь со «скитающимся и беглым духовенством Рашско-Призренской епархии», как будто против него не ведется дело в церковном суде.
После запрещения в служении владыки Артемия события разворачивались следующим образом.
Игумен монастыря Дубоки Поток не разрешил ему войти в храм. Тогда епископ Артемий совершил богослужение в трапезной обители. Как в дальнейшем было указано в заявлении Собора, владыка Артемий несмотря на запрещение в священнослужении, принятое Синодом, совершал Литургию в монастыре Дубоки поток в сослужении группы клириков, также запрещенных в священнослужении.
После вторжения в монастырь Дубоки Поток монахи, поддерживающие владыку Артемия, вошли и в монастырь Девине Воде.
Рашско-Призренская Епархия сообщила, что сторонники епископа Рашско-Призренского насильственно вторглись в оба монастыря, и речь идет уже о «злоупотреблении объектами епархии», а также, что в Дубоком потоке совершена Литургия в ранних утренних часах без полномочий.
— Нелегальным актом владыка Артемий, монастырь Девины воды провозгласил женским монастырем. Епархией Рашско-Призренской будет возбуждено уголовное дело вследствие узурпации имущества Сербской Православной Церкви лицами, которые больше не находятся в единстве с Сербской Церковью. Дело, таким образом будет передано в сербские суды, а если будет необходимо, потребуется вмешательство полиции, — сообщают в епархии Рашско-Призренской.
В епархии заявляют, что в течение вчерашнего дня в других монастырах в Косово и Метохии собрались духовенство и часть верующих, чтобы предотвратить овладение им сторонниками владыки Артемия. В Косово и Метохию вчера вернулся владыка Феодосий, избранный Собором в четверг новым епископом Рашско-Призренским. В день, когда было сообщено данное решение, владыка Артемий покинул монастырь Шишатовац в Сремской епархии, где он проживал после решения Синода об его отправлении на покой и с группой монахов направился в сторону Косово и Метохии. На сайте «Браства монастыря Черная река в изгнании» опубликовано сообщение, в котором указывается, что назначением «мнимого епископа Рашско-Призренского при живом каноническом епископе Рашско-Призренском Артемии… вызван раскол в СПЦ». Монахи, поддерживающие владыку Артемия, вчера снова заявили о себе в письменной форме и сообщили, что владыка Артемий «после изгнания, продолжавшегося несколько месяцев» вернулся в Рашско-Призренскую епархию, а также, что наказанные монахи освобождены от наказаний решением владыки Артемия. «Действием епископа Рашско-Призренского Артемия, любая возможная иная власть, которую попытаются ввести в Рашско-Призренскую епархию неизбежно становится неканонической и антицерковной», указывается в этом сообщении.
Это раскол «де факто», но не и «де юре». Точнее, Церковь все еще официально не заявила о том, что кто-либо из епископов откололся от нее, что он больше не является членом СПЦ, несмотря на то, Собором было указано, что владыка Артемий вступил на путь открытого раскола, заявляет церковный обозреватель Живица Туцич.
— Игнорированием запрещения в священнослужении, покиданием места, назначенного для его проживания, возвращением в епархию Рашско-Призренскую, владыка Артемий поставил в известность о своем отделении от Церкви. В общем, исчерпаны все предусмотренные меры и пространство для маневров небольшое, с учетом того, что отделение владыки Артемия от Синода имеет большие размеры. Однако, нет необходимости в преувеличении вещей. Обстановка такая, какая она есть, такие вещи происходили и в других православных Церквах и неоднократно, — сообщает Туцич.
По материалам Елены Чалия.
Перевод Светланы Луганской.