19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал интервью радиостанции «Благовест» Йошкар-Олинской и Марийской епархии, в котором он подвел некоторые итоги эксперимента.
— Я не стал бы давать однозначную оценку, положительную или отрицательную, но отметил бы, что введение этого курса в светской школе создало очень благоприятные условия для взаимообогащающего, на мой взгляд, сотрудничества представителей педагогического сообщества и традиционных религиозных конфессий в России. Мы по-новому посмотрели друг на друга. И, в конце концов, самое главное, что было отмечено при введении этого апробационного курса, это то, что учащиеся, дети наши, должны знать основу своей религиозной культуры. Именно традиционной религиозной культуры.
Многие вопросы встают о том, какие религиозные культуры традиционны для России? Они были определены так — это Православное христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Это четыре основополагающих религиозных конфессии, которые исторически создают религиозный фундамент Российского государства. Есть, конечно, и другие, но и отношение к ним другое, потому что они не сыграли столь значительной и важной роли в становлении российской государственности. Предмет у нас культурологический и нацелен на то, чтобы воспитать гражданина нашего Отечества, поэтому за основу были взяты эти четыре традиционные конфессии.
В отношении курса светской этики и мировых религий, я говорю честно, у многих есть сомнения, и у меня в том числе, стоит ли вообще этот предмет преподавать, особенно в 4-5 классах. Члены Межведомственного координационного совета сошлись в едином мнении, что это самые слабые учебники, которые были написаны. Один из недостатков, что не все родители могли разобраться в том, по какому модулю будут заниматься их дети. С одной стороны, хотелось изучить религиозную культуру, но была боязнь того, что детей будут заставлять молиться и исполнять религиозные обряды. С другой стороны, детей хотелось сделать более образованными, вежливыми, поэтому перепутали этику и этикет. Некоторые хотели дать сразу все, и получилась каша в голове — не зная своего и того, что рядом, начали смотреть на многообразие религий в мире, а для ребенка 4-5 класса это неудобоприемлемый предмет.
Хочу еще раз подчеркнуть, что это предмет культурологический. Он не нацелен на то, чтобы ребенка сделать верующим человеком, хотя, конечно, говорим о религиозных истинах, религиозной культуре. Скажу как православный христианин: вера — это дар Божий, и она каждому человеку дается Богом в силу того восприятия, которое человек имеет по отношению к своему Творцу. Способен человек видеть Бога, чувствовать Его — вот отсюда и происходит это духовное становление.
Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. Этот предмет у нас сегодня преподают люди с высшим педагогическим образованием, знающие, опытные педагоги, которые прошли определенную подготовку, но я не думаю, что эти люди в состоянии преподавать этот предмет таким образом, чтобы после него люди пошли в церковь, или мечеть, или синагогу. Это светские люди, и они должны познакомить с культурой религии. Причем познакомить детей таким образом, чтобы они уважали свою традиционную культуру, чтобы они ценили это достояние, чтобы они благоговейно относились к тому наследию, которое им досталось от их предков. Вот это самая основная и самая важная задача.
Ну и, конечно, вторая и подобная ей — это воспитание гражданина своего Отечества, любящего свою Родину, свою традицию. Научить людей вере никто из педагогов сейчас не может. Это разные задачи, подходы к этому могут быть диаметрально противоположными. Один человек будет преподавать с предвзятым отношением к религии, предубеждением, и, конечно, он не сможет сделать человека верующим, посеять в сердце ребенка зерна веры. Другой человек может очень рьяно взяться за научение детей религии, будучи сам неофитом, не зная того, что такое вера, что такое Церковь, если говорить, в частности, о Православии.
Поэтому то, что предлагает Министерство образования, — некий базис, спокойный, уравновешивающий все подходы к преподаванию данного предмета, — на мой взгляд, убедительно. Если мы научим детей любить свою Родину, если мы научим детей уважать своих родителей, ценить и уважительно относится к тем, кто находится рядом с тобой, то я думаю, что это верный путь к тому, чтобы человек стал жить чище, светлее, а это, в свою очередь, даст человеку возможность задуматься и о жизни вечной, и о Боге, и открыть для себя те истины вечные, которые нужны. Поэтому я думаю, что у этого предмета есть будущее, и нам есть над чем поработать, и к этому совместному соработничеству мы всех призываем.
Источник: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Читайте также:
Епископ Меркурий: курс основ религии и этики должен быть культурологическим
Закон, но Божий. Когда Основы религии и светской этики станут предметом во всех российских школах
Основы православной культуры – полный текст учебника для 4 класса