Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Казак — вольный человек, подчинивший свою свободу Богу
16-17 августа 2011 года в Ставрополе состоялась I Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения», организованная Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством совместно со Ставропольской и Невиномысской епархией и Терским войсковым казачьим обществом.
Доклад председателя Синодального комитета епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла.
Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачества закладывается сегодня фундамент здоровой духовной жизни каждого казака и всего казачества в целом.
Возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Безусловно, начало этому процессу положила инициатива Патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» — эти слова, сказанные Предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по промыслу Божиему.
Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
В истории казачества было много чудес. Чудо — это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие дела.
Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий волю, свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, их надо было защищать, а потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония.
А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, тоже вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те и другие любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, он становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак — это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, он тогда исполняет великие Божии слова.
Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Это не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим близким, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству — потому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как жить по совести и не любить народ свой? Как жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, рубежи.
За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память о казаках погибнет и никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен пред Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. Сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.
Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще предстоит испытаний и, наверное, проблем, которые нужно преодолеть и решить. Есть силы, которые хотят расколоть казачество и ослабить его силу. Но самое главное должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и непоколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа.
В своем Послании к Галатам апостол Павел размышляет о том, что является плодом духа, то есть плодом веры, которая возгревает дух человеческий, внутреннюю жизнь оплодотворяет благодатью Духа Божиего. И удивительные слова произносит он: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5, 22).
Вдумайтесь: любовь — плод духа! Радость — плод духа! Не развлечения по телевидению, а только плод духа. Мир: никакого мира не будет, если люди не будут жить по закону духа. Долготерпение: как же нам нужно уметь терпеть, ни одна победа без терпения не обходилась. Благость: как мы нуждаемся в благости в отношении друг к другу, к окружающей нас природе, к миру Божиему, к живым существам, как нам не хватает этой благости, когда вместо нее приходит жестокость и способность убивать людей в мирное время, даже детей, несчастных крошек. Вера, кротость, воздержание — все это плоды духа.
Ставропольская земля всегда была непростым регионом. Здесь проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но они умели жить в мире. Горцы с уважением относились к казакам, к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? Казаки с уважением относились к горцам, к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. И там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны — мусульмане, с другой — православные. Жили-то дружно вместе! Поэтому тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам, конечно, одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать.
Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению, а иначе и нельзя: «Добрые дети — дому венец, а злые — конец!» Традиционно забота о детях в казачьих семьях сводилась не только к тому, чтобы накормить, обуть и одеть своих сыновей и дочерей. Казаки стремились к тому, чтобы передать детям свою любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге.
На всех исторических этапах существования Российского государства одним из главных направлений деятельности образовательных учреждений являлось воспитание настоящих патриотов — людей, готовых творчески созидать на родной земле, а при необходимости защищать ее от неприятелей. Сегодня, как и в прежние времена, наше государство традиционно обращается к образовательным учреждениям с важным социальным заказом на воспитание у детей и подростков патриотизма, подготовку их к будущей службе Отечеству на военном и гражданском поприще. Именно этот социальный заказ стал во главу нашей деятельности по возрождению и развитию казачьего образования. Надеюсь, что скоро мы сможем уже говорить о популярности и высших казачьих учебных заведений.
С кем взаимодействуют казачьи образовательные учреждения при организации воспитательной работы с молодежью? Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играют священники, которые окормляют казачьи образовательные учреждения. Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Основы православной культуры», который включен в основное расписание всех казачьих кадетских учебных заведений отдельным предметом.
Характерной особенностью казачьей системы воспитания является высокая значимость духовно-идейных факторов (идей, идеалов, ценностей), исходящих из Православия, выражающихся в общем смысле казачьего образа жизни — защите, сбережении православной цивилизации и актуализации на данной основе личностного образа, соответствующего этому высокому статусу. Реализация поставленной цели с необходимостью предопределила воспитание свободной, самодостаточной личности — человека казачьей культуры, осознающего свое жизненное предназначение и ответственность перед казачьим обществом и Всевышним.
В системе ценностей казачества исследователи-казаковеды первое место справедливо отводят православной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значения, Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи.
Все это и многое другое говорит о том, что православная вера — основа глубинных традиций казачества. Она была и остается великим достоянием народа, а не поверхностным явлением, навязанным якобы извне.
Надеюсь, что эта конференция еще раз поможет казакам осознать, какую силу они представляют и какую ответственность несут — на благо Православия и Отечества.
Дорогие друзья и соратники! Называю вас этим именем, потому что верю, что вы в своей жизни воплотите тот нравственный идеал, к которому призывает Церковь, и станете верными и преданными защитниками Православия, казачества и России!
«Я много раз говорил, что казак — это не тот, кто носит казачью форму, а тот, кто дух казачества содержит в себе. А дух этот неразрывно связан с православной верой, горячей, сильной верой, с такой же горячей любовью к Родине, с готовностью защитить свой народ, свою страну», — подчеркивает Святейший Патриарх.
По мысли Его Святейшества, можно провести параллель между казачеством и монашеством в миру: «Не все ведь монахи живут в монастырях — есть и те, кто пребывает в миру, кто занимается своими делами: служит на приходах, занимается наукой, образованием, но остается при этом монахом. Вот так и казаки. Они ведь тоже в миру — живут со своими семьями, трудятся на разных работах, но в душе они должны оставаться казаками. И когда Родина или Церковь скажут, что нужна казачья доблесть и сила, они всегда должны быть готовы встать на защиту народа своего, Отечества своего».
Сегодня православные храмы становятся местом духовной консолидации казачества, именно в этих стенах казаки получают от Бога силу быть верными своему призванию.
В настоящее время немало есть людей, которые не просто атеисты, что неудивительно после советского периода, но уклоняются в расколы от Православной Церкви и в язычество. И они при этом, несмотря на 500-600 лет неразрывной связи казачества с Русской Православной Церковью, смеют называть себя казаками.
Я обращаюсь ко всем присутствующим. Разве это возможно?! Недавно в городе Подольске небольшой группой «казаков» вместе с раскольным «лжеепископом» была образована «казачья автокефальная церковь». Причем было сказано, что это «воссоздание казачьей церкви». Это полная ложь, так как никогда в истории не было такой Церкви.
На территории Ставрополья есть казаки-язычники. И все это заставляет нас говорить о главном духовном стержне — Православии — в духовной жизни казачества. И стоит назвать самозванцев своими подлинными именами и донести до казачества, кто эти самозванцы на самом деле, и сказать о том, что они никогда не были казаками и не являются таковыми сегодня.