Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)

В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину)1. Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами2. Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года3, что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.).

Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения4. Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея5. В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе”6.

Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители”7. В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца8. В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа”9.

Еще ранее, в 1518 году, в ответ на обращение Великого князя, на Русь прибыл с Афона преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.), который был поселен в Чудовом монастыре. Здесь ученый монах жил семь лет при архимандрите Ионе. “Деятель­ность Максима Грека с самого начала пребывания в Москве приобрела культурно-просветительскую направленность. Его келья стала центром, где наиболее образованные люди собирались для ученых диспутов и бесед <…> для обсуждения злободневных политических и социальных проблем”10. Несомненно, преподобный Максим Грек бывал на монастырских богослужениях, которые совершал архимандрит Иона.

В 1522 году в управлении Русской Церкви произошли важные изменения. Оставил кафедру Митрополит Варлаам11, и на его место был поставлен Митрополит Даниил (1522–1539; †1547). Еще при Митрополите Варлааме в Тверской епархии было совершено открытие мощей преподобного Макария Калязинского (†1485; пам. 17 марта), а в 1522 году по благословению Митрополита Даниила Чудовский архимандрит Иона участвовалв освидетельствовании святых мощей Преподобного12. В житии святого говорится, что перед возвращением в Москву “архима­рит Иона взяша от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату, великому князю Василию, и Святейшему Митрополиту Данилу такоже, таже поиде в пресловущий град Москву. Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя”13.

Архимандрит Иона принимал участие в общественно-госу­дарст­венной жизни того времени. “Будучи архимандритом Чудова монастыря, он ручался вместе с прочими святителями в верности к государю: 1522 года по князе Василии Васильевиче Шуйском, в феврале 1525 по князе Иване Михайловиче Воротынском и 5 февраля 1531 года по князе Федоре Михайловиче Мстиславском”14.

Историк А. А. Зимин называет Чудовского настоятеля “бли­жай­шим сподвижником” Митрополита Даниила15. Действительно, он активно участвует в событиях церковной жизни того времени. Во время первосвятительства Митрополита Даниила проходили два церковных Собора, на которых был осужден преподобный Максим Грек. Архимандрит “Иона на Соборе против Максима Грека 1525 года был один из главных против его обличителей”16. Через шесть лет он принимал деятельное участие в соборном разбирательстве дела князя-инока Вассиана (Патрикеева). Во время суда Великий князь пригласил “на него свидетеля архимандрита Иону тоя ж обители”17, — говорится в позднем памятнике, в Выписи о втором браке князя Василия III. Таким образом, можно говорить, что архимандрит Иона был близок к государеву семейству. Когда в 1533 году скончался Великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, то в его погребении, проходившем в Архангельском соборе, участвовал Чудовский настоятель18.

В последовавшие затем годы малолетства Иоанна Грозного боярские партии боролись за власть и влияние на государя. В результате нестроений в 1539 году был сведен с престола Митрополит Даниил, и при избрании нового Предстоятеля Русской Церкви Чудовский архимандрит Иона был одним из кандидатов на Всероссийскую кафедру, но поставлен был из Троицких настоятелей Митрополит Иоасаф (1539–1542; †1555; пам. 27 июля)19. При Митрополите Иоасафе было предпринято усилие для канонизации нового русского святого. Однажды преподобный Даниил Переславский (†1540; пам. 7 апр.), крестивший Иоанна Гроз­ного, будучив 1539 году в Москве, рассказал Великому князю Василию и Митрополиту Иоасафу о почитании подвизавшегося и погребенного в Переславле князя Андрея Смоленского (ХIV в.; пам. 27 окт.). При этом он испросил у них разрешение на открытие мощей святого. “И повелеша ему сия дерзати”20. Совершив спустя некоторое время обретение святых мощей, “по­сла Данил священника к Святейшему Митрополиту и известити, како велит сотворити яж о мощех”21.Митрополит Иоасаф направил в Переславль комиссию: “от священных избранных мужей: чудовьсково архимандрита Иону, сановита суща, иже последи бысть епископ Суждалю, и Богородицкого протопопа Гурия, мужа нарочита и благоговейна, видети мощи и устроити о них по достоиньству, яко же лепо быти”22. По прибытии в Переславль они совершили молебен (в Спасском — ?) соборе, а затем направились в Никольский храм, где «мощи видевше и над мощми понахиде певше. Чюдовский же архимандрит Иона, яко истязуя, вопрошаше Данила: “Коея ради вины взыскал еси мощей сих и от кого повеление взем?”»23. Подвижник ответил, что сообщал об этом Государю и Митрополиту и что святому имеется икона и служба, составленные ранее, а также представил исцелившихся у мощей при их открытии. «Архимандрит же к Данилу рече: “Господин Митрополит глаголет, яко неизвестно ему о сих, ни пакы же повелех что”»24. В ответ Преподобный предрек будущие бедствия членам прибывшей комиссии. Впоследствии, как пишетагиограф преподобного Даниила, “архимандрита же Иону многы скорби постигоша и людскаго имения болезено истязуем бе, едва от сих свобод быв”25. Автор этих строк был духовным сыном преподобного Даниила и мог быть очевидцем данного события, а ко времени их написания находился уже в Москве, являясь царским духовником26, и, несомненно, знал об этих скорбях27. Е. Е. Голубинский пишет: “Нужно думать, что архим. Иона с одной стороны не удостоверился в действительности чудес, совершившихся при мощах, а с другой — признал неудовлетворительными и исторические сведения о князе Андрее”28.

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель29. В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: “…у Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака <…> и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей”30. Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время “Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю”31, — говорится в Книге степенной царского родословия.

В 1544 году 21 февраля “поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый”32. Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием33. Через несколько дней, 24 февраля, был “поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский”34. Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский35, в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.)36. Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. “В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском”37.

После Собора 1547 года иерархи разъехались по своим епархиям, где стали собирать материалы для канонизации новых святых. Это произошло на Соборе 1549 года, на котором был канонизован преподобный Евфимий Суздальский. Однако готовить данные материалы пришлось, очевидно, преемнику владыки Ионы, епископу Трифону (Ступишину; 1549–1551)38, так как на следующий год после Собора 1547 года епископ Иона скончался. Господь призвал епископа Иону во “единыйнадесять час” (Мф 20:9) к архиерейскому служению, которое было недолгим. Будучи в преклонном возрасте, он почил и был погребен “в Суздальском соборе”39.

В исторических источниках значительно более подробно отражен доархиерейский период жизни епископа Ионы. Написание биографий и жизнеописаний русских Владык — дело будущего, данная проблематика еще ждет своих исследователей и писателей. Представленный небольшой очерк об иерархе Макарьевской эпохи — вклад в решение данной большой темы.

Ниже прилагается фрагмент из жития преподобного Макария Калязинского.

[Л. 32 об.] Лета 7029 (1521) месяца мая в 26 день обретение мощей преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макариа игумена новаго чюдотворца Колязинскаго.

Царствующу тогда в Русской земли благоверному Великому князю Василию Ивановичю, в пределе же своем царствующу тогда благоверному князю Георгию Ивановичю, бе убо некий купець, христолюбив сый, имя ему Михаил, кипяше имением доволно, служаше же благоверному князю Георгию Ивановичю, князь же любяше его и почиташа. Той же предиреченный Михаил вниде ему по Божию смотрению страх Господень в сердце его, нача велию веру имети к святым Божиим церквам, паче же и к монастырем милостыня даяше неоскудну. Та же убо паче инех велию веру нача простирати к преподобнаму Макарию. Не неведом бо ему бяше: еще юну ему сущу, слышах при родителех своих о чудном мужи Макарии, понеже бо всяко [Л. 33] дело благо Божественым мановением сподобляется начати и вершити. Се уже времени достигшу рачению его внити во ум, нача помышляти в себе, каково угождение да сотворит, яже что требе монастыреви и угодно Господеви Богу и преподобному отцу Макарию. Се же приходящу Михаилу к благоверному князю Георгию Ивановичю, поклонение сотворяющи умилнным сердцем: Господи[не] княже наю40, да повелит твое господство нашей худости, твоему рабу, хотящему создати церковь камену прекрасну в твоей державе во имя Святыя и Живоначалныа Троица, еще же и пределу быти на десной стране во имя Пресвятыа Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа честнаго и славнаго Ея Рождества, иже и бысть тако, иже ныне всем видима и славима.

Князю же Георгию удивльшуся таковому начинанию, [Л. 33 об.] веселящеся и глаголюще ему, хотящу ми да поне и аз приложю часть своего господства41 и да не буду лихова42 такова начинаниа. Михаилу же не рачаше тако збытися, но единому такова желаемое получити. Князь же повеле воли его, да не отщетит43 его такова начинаниа. Михайло же, порадовашася вельми таковому повелению, отиде от него. Преспевшу же времени рачению его, поиде во обитель Святыа и Живоначалныа Троица монастырь, по реклом Колязин по своей рачителной мысли. Достигшу же ему тоя святыя обители, прииде к целбоносному гробу святаго славнаго и дивнаго чудотворца Макариа, прося от него помощи и поспешениа, та же поиде к игумену Иасафу благословение прияти от него. Игумен, же видев михайлово пришествие, стрете его подщателно и да ему еже о Христе целование, внидоша в келию, [Л. 34] начаша духовно беседовати. Михаилу уже глаголюшу ко игумену: “Господине святче Божий, да помолишися Богу и Пречистой Богородицы и преподобному отцу Макарию о нашем начинании, поне хотящу ми создати церковь камену во обители вашеа добрыа детели во имя Святыя и Жевоначалныа Троица”. Игумен же веселым сердцем рече ему: “Бог, господине, да благословит тя и поспешит твоему вещанию благому и начатку”. Таже игумен с братиею учредив его доволно. Михайло же, погостив ту, и вземше от игумена благословение и отиде во свояси. И начаша строикаа творити, наимати мастеры каменосечци и иные, еже есть угодны церковному созиданию. И послаша их во обитель ту, идеже хочет создати церковь. Мастери же, пришедше во обитель ту и вземше от игумена благословение, идяху идеже основати церковь. Игумен же созвал все братию прииде ту, идеже церковнии мастери до[Л. 34 об.]мышляются в себе, когда, где, или онде, да не коково будет, понеже бо ту езеро близ беаше.

И начаша мерити от древяные церкви и умериша саженей девять и пол сажени. Прииде мера, идеже положено бысть целбоносное тело святаго Макариа запечатленно во гробе и в земле сокровено быша лета многа и устроена бысть гробница над ним со иконами честными, да не будет забвено, идеже положен бысть, яко ученицы учителю славу и честь воздающее. От успения же его по вся дни приношаху кадило со благоюханием, тако и вси прихожаху к нему на всяк день, прося от него милости и помощи заступления и оставления грехов, поне ведяху бо его мужа свята и Богу угождавша, по мере бо добродетелей от Бога воздаяния приял есть. Та же мастери стояше ту, слышащи о нем ту живущих и вси людие ужасни быша, не смеяху близ его дерзнути ко[Л. 35]панию, да некогда огнь внезапу изыдет и опалит я, аще не угодно будет Святому.

Игумен же со священицы и диакони и клирицы начаша молебнаа пети, людие же ту стоящии и взывающе гласом умилным: “Господи помилуй”. И собраша же ся в то время и народ мног окрестной близ ту живущий, аки на позор стекошася. Игумену же ту помольшуся на месте и воду святя, благословя крестом старейшаго мастера и иных на то дело приготованных, кропяше водою место и братию и народ. И под[cе]че ту древо и водрузи крест, идеже быти олтареви и престолу на том месте и повеле абие бразды копати. И начаша со тщанием копати стройно и немедлено молитвами святаго Макариа, воды же никако же видеша, но токмо телеса многа и кости умерших обретоша, собираху и во инем месте сокрыша их. Приидоша же бразды копатели на десную страну умереное44 место начаша копати [Л. 35 об.] не тако, но с боязнию по наказанию игумена. Таже достигоша до полу рва и дале не обретоша иного никого же, но токмо един гроб нерушим ничим же, но леп зело показашеся и благовоние от него исхождаше. Чюаше се же, не смеяше далече дръзнути копанию, но возвестиша игумену. Он же скорее прииде, повеле в било ударити и снидошася вся братиа и людие мнозии окрест, но и народ и начаша радоватися и веселящеся вельми: обретоша сокровище некрадомо, источник неисчерпаем. Похваляему бо праведнику веселятся людие (Притч 29:2) и взяша с братиею гроб святаго с телом честно и несоша в гробницу, идеже устроена бысть близ церкви и сотвориша над ним святое пение со всяким украшением и со свещами, якоже подобаше честь воздавати святым, по отпении же воскрыша раку его и исхождаше от него благовоние велие. Се же ни прах коснуся ризе его, коль же паче телу, [Л. 36] видеша же святолепныа седины его сиающе паче солнца.

Игумен же и братиа хвалу Богу возсылающе и гласом велиим глаголюше: “Господи Владыко Человеколюбче Иисусе Христе Боже наш, что Ти воздамы, яко Ты дарова нам такова святилника, не нам токмо, но и всю вселенную просвещает, сиаеть, яко солнце”. Начаша же игумен и иноцы прикасатися святому и нетленному его телу и пресветлей ризе, прося от него помощи и заступлениа. Та же мнозии от него исцелениа получиша приходящим к нему с верою. Игумен же не рачаше45 надолго время такова дела сокрыти новоявленнаго чудотворца Макариа чюдеса, но скорее посылает старейшаго священника к самодержцу благоверному князю Георгию Ивановичю, да скажет ему подробно о преподобном отцы Макарии. Священник же прииде и поведа ему вся от Бога дарованней благодати и целбе бывшей от преподобнаго отца нашего Макариа новаго [Л. 36 об.] чюдотворца. Князь же Георгий Иванович порадовашеся неизреченною радостию и веселяшеся светлым лицем, яко же царь Давид порадовашеся принесену убо бывшу киоту от иноплеменник. Тамо киот, зде же явися новый чюдотворец Макарие, яко же крин46 во удоле процвете, яко шипок47 благовонен явися. Князь же по радостипосла к своему богомолцу игумену и братиям милостыню доволну, да молят Бога о его здравии и о данней ему таковой благодати от Бога. Се же невелику времени минувшу по обретении телеси святаго отца Макариа многим чюдесем являемым от него, игумен же не рачаше в закоснение положити, но вскоре втарое посылает к самодержцу князю Георгию. Посланныи же даше ему харатию написану сице о чудесех святаго Макариа, что убо прокаженнии чисти быша, а слепии [Л. 37] прозирающе, а хромии быстро хождаху и беснии здрави быша и имена их написана на харатии и дана быша в руце его.

Князь же Георгий к радости радость прилагаше и к веселию сугубо веселие, таже не закосне, но скорее идяше к старейшему брату своему великому князю Василию Ивановичю, да сказует ему вся подробно о данней ему благодати от Бога. Се же хартию написану принесеную от монастыря даде в руце его. Он же со удивлением зряще на хартию писаную, чюдеса святаго Макариа таже порадовашеся велми и хвалу Богу воздав и чюдотворцу Макарию. Князь же великий Василий глаголаше брату своему князю Георгию: “Се убо в нынешняя времена в нашей области в Русской земли явися благодать от Бога спасителнаа всем человеком (Тит 2:11). Тебе же, брате, помиловану сущу”. Таже посылает его [Л. 37 об.] ко отцу Святейшему Митрополиту Данилу, да скажеши ему, яко бысть чюдо преславно, паче древних чюдес от святого нашего отца Макариа.

Сей же приходит князь Георгий ко отцу Митрополиту Данилу и скажет ему вся и хартию вдаде ему написану донесеную к нему от монастыря. Он же взем и прочте, удивися таковому преславному чюдеси и хвалу воздающе Богу и преподобному отцу Макарию. Князь же великий Василий и Святейши Митрополит Данил повелевают князю Георгию, да послет во обитель по исцелевших от святаго Макариа и да уведят известно и удивятся и прославят Бога. Князь же Георгий скорее посылает в монастырь по исцелевших числом вкратце, а не вси, зане множае того их не хотяше бо толик подвиг подъяти, се уже приведоша на уреченное место здравых [Л. 38] суще. Видев их князь великий и Митрополит удивлимшимся таковым чюдесем от святаго Макариа. Князь же великий Василей Иванович посоветовав со отцем Митрополитом Даниилом, послаше честнейшаго чюдовского архимарита Иону видети новоявленнаго чюдотворца святаго Макариа во отчине брата своего князя Георгиа во обители Святыа Живоночальныа Троица. Приспевшу же архимариту Ионе в год48 обедни, в то же время князь Георгий Иванович молится Живоночалней Троици и чюдотворцу Макарию на Литоргии ему стоящу. Архимадрит же Иона вниде в церковь, поклонение являет от старейшаго брата великаго князя Васильа Ивановича, та же и отца Святейшаго Митрополита Данила благословение приношает. Се же архимарит прошает, да доведут его, идеже лежит тело святаго Макариа, дошед [Л. 38 об.] же и повеле воскрыти раку и видеша его, аки жива лежаща. И помысли в себе, да осяжю его рукама, яко Фома Апостол, но не смеяше, зане найде на него страх и ужас немал и вопияше со удивлением: “Воистинну отче преподобне Макарие, угодниче Христов и небесный человек, земный ангел еси”. По удивлении же своем стояше немал час и прослави Господа Бога и новаго чюдотворца Макариа, написа же себе хартию преславно чюдо. Князю же Георгию погостившу его честно, времени же достигшу архимарит Иона взяша от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату, великому князю Василию и Святейшему Митрополиту Данилу такоже, та же поиде в пресловущий град Москву. Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию [Л. 39] Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя. Се же времени невелику минувшу, по советованию благовернаго великаго князя Василиа Ивановича и по воспоминанию благовернаго князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” (см. Притч 29:2). И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” (см. Мф 5:14–15). [Л. 39 об.] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304/I. № 802. Сборник XVII в.).

Список сокращений

ААЭ

Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос­сийской империи Археографическою экспеди­циею АН.

АИ

Акты исторические, собранные и изданные Архео­графическою комиссиею.

БТ

Богословские труды.

ВМОИДР

Временник Общества истории и древностей Российских при Московском университете.

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей.

РНБ

Российская национальная библиотека.

ТОДРЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом).

1ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина — личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. — Веселовский С. Б. Оно­мастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 294.

2П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского”. — Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 162.

3Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV — начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. С. 90.

4Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря // Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 годов // Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003. С. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90.

5Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 10.

6Там же. С. 87.

7ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31.

8Там же. С. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 380–383).

9Русские летописи. Т. 5: Львовская летопись. Рязань, 1999. С. 19.

10Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился “чернец Васьян Рушенин крылошенин” (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295).

11Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Ка­мень // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 216; Архимандрит Макарий (Веретенников). Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) // Альфа и Омега. 2002. № 4(34). С. 97–98).

12Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83. См. также: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 215. Как предполагает Г. С. Гадалова, автором “Канона и Сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. — Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. № 3(9). С. 47.

13РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об.–39; Иеромонах Павел (Крылов). Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. С. 17–19.

14Титов А. А. Суздальская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. Вып. 4. М., 1892. С. 54.

15Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 286.

16Титов А. А. Суздальская иерархия. С. 54. В житии преподобного Максима Грека, являющемся поздним памятником, говорится о роли Чудовского архимандрита Ионы в осуждении инока-князя Вассиана (Патрикеева) и преподобного Максима Грека (Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899. Приложения. С. LIХ).

17Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 143. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1997. С. 732–733; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 290.

18ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 419.

19ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 161. См. также: Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троицкий монастырь // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 29 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102.

20Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908. С. 62.

21Там же. С. 64. Описание обретения мощей князя Андрея, можно сказать, аналогично описанию мощей преподобного Макария Калязинского (Die grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij Uspenskij spisok. Великие Минеи Четьи Митрополита Макария Успенский список. 12–25 марта. Weiher–Freiburg, 1998. С.810–812).

22Там же. Оба имени указаны также в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 624).

23ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 64–65.

24Там же. С. 65. Объяснить происшедшее можно так. Преподобный Даниил, несомненно, говорил Митрополиту Иоасафу об открытии мощей, но конкретно не оговорил точное время и т. д., что вызвало такую реакцию Первосвятителя. В качестве исторического примера можно указать на аналогичный случай несостоявшегося открытия мощей преподобного Макария Желтоводского (†1444; пам. 25 июля) при Патриархе Иоакиме (См.: Житие и чудеса преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Макарьев, 1997. С. 48–51).

25Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила… С. 66.

26Позднее он принял монашество и после святителя Макария возглавлял Русскую Церковь (см. о нем: Игумен Макарий. Всероссийский МитрополитАфанасий (1564–1566) // БТ. Сб. 25. М., 1985. С. 247–259).

27В Описи царского архива назван документ “Отпуск на Двину в Онтоньев монастырь на Сею старца Ионы Чюдовского с сытником с Пятым с Ыльиным” (Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции / Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 3. С. 513). А. А. Зимин так комментирует это место: “Возможно, речь идет о чудовском архимандрите Ионе, который в 1544 г. стал епископом Суздальским”. В примечании к этому месту он дает ссылку на летопись, где говорится о его архиерейской хиротонии в 1544 году, и добавляет: “В марте 1549 г. епископом стал Трифон”. — Там же. Далее в тексте он пишет: “В годы боярского правления этот правоверный иосифлянин был отстранен от должности”. — Там же.

28Голубинский Е. Е. История канонизации святых… С. 86.

29ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 26–27; Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563) // Альфа и Омега. М., 2000. № 3(25). С. 191.

30АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 380. № 204; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11: XVI век. СПб., 2001. С. 142; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172–173, 357; Лихачев Д. С. Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь 1573 г. // ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 263.

31ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 624. См. также: Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православною Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. 2 е изд. СПб., 1892. Месяц октябрь. С. 271.

32ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 146.

33Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 161–162.

34Там же. См. о нем: Архимандрит Макарий. Епископ Сарский Савва (1544–1554) // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 39–43.

35ААЭ. Т. 1. С. 203. № 213; Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 123–124.

36Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 280.

37Титов А. А. Суздальская иерархия… С. 55.

38См. о нем: Архимандрит Макарий (Веретенников). Русская иерархия XVI века // Альфа и Омега. М., 2003. № 3(37). С. 102–108.

39Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 655. Однако в исследовании XVIII века имя епископа Ионы как погребенного в Суздале не указано (см. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВМОИДР. Кн. 22. М., 1855. Материалы. С. 154, 201).

40Наю ‘наш’.

41Господство ‘владение’ (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 103); имение.

42Лиховати ‘лишать’ (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 247).

43Отщетить ‘лишить’ (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 14. М., 1988. С. 69).

44Умереное ‘отмеренное, отмеченное’.

45Рачити ‘хотеть’ (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 121).

46Крин ‘лилия’ (Священник Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 271).

47Шипок ‘шиповник, дикая роза’ (Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. С. 834).

48Год ‘время, пора’ (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. С. 54).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.