Епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва был назначен служить в Приднестровье всего около полугода назад. 12 сентября исполнилось 15 лет со дня архиерейской хиротонии Владыки. О роли Православной Церкви в регионе, задачах, стоящих перед правящим архиереем, о трудностях и чаяниях приднестровцев наш разговор с Владыкой.
Владыка, вы много ездите по Приднестровью. Какие у Вас впечатления от общения с людьми?
Люди всюду одинаковы, трудятся, живут повседневными заботами. Та напряжённость, которая существует сейчас в политической сфере, всё-таки не отражается на них в полной мере. При этом приднестровцы неравнодушны к тому, что происходит в республике, живо интересуются всеми новостями и изменениями. Объезжая епархию, я увидел, с каким неподдельным энтузиазмом люди воссоздают храмы или начинают строительство новых. Прихожане молятся, особенно много приходят в храмы в праздники, чтобы приобщиться благодати, радости общения с Богом.
Что значит сегодня Православная Церковь в Приднестровье? Каковы Ваши первоочередные задачи как правящего архиерея? С какими проблемами Вы сегодня сталкиваетесь?
Православная Церковь в Приднестровье на всём протяжении истории этих земель неизменно играла объединяющую роль. Поскольку в крае издавна селились люди самых разных национальностей, но при этом исповедующие в большинстве своём Православие, Приднестровье никогда не знало ни межнациональных, ни межрелигиозных конфликтов. В нынешнее время роль Церкви не менее важна – она по-прежнему выступает как духовный стержень, объединяющее начало.
На настоящем этапе моего служения в Приднестровье мне необходимо поближе познакомиться с епархией, с духовенством, узнать, чем живут люди, что их волнует, какие трудности стоят перед ними. Конечно, для этого нужно время. При этом нельзя забывать и о неизбежных издержках субординации. Чтобы действительно близко узнать людей, нужно преодолеть напряженность — тот страх и какую-то искусственность — которые на первых порах неизбежны по отношению к новому архиерею.
Если же говорить о наиболее крупных сегодняшних проблемах, то я бы, в первую очередь, назвал экономическую нестабильность. Из-за этого постоянно возникают серьёзные трудности как в финансировании строительства новых храмов, так и в ремонте и содержании уже имеющихся, в осуществлении благотворительных программ. Ведь всем известно, что основную часть средств на свои нужды Православная Церковь, как правило, получает от благотворителей, а не от прихожан, которые, в основной массе, имеют более чем скромный доход. Так дело обстоит в России, и в ещё большей степени это верно для Приднестровья.
Кто сегодня прихожане приднестровких храмов? Каков национальный состав приходов?
Основной костяк прихожан – это, как и основное население республики, русские, украинцы, молдаване. Есть места, где компактно проживают люди других национальностей. Например, в селе Парканы, где живут преимущественно болгары, именно они и составляют большинство прихожан местного храма. Поэтому нет и единого богослужебного языка. Как правило, богослужение совершается на церковнославянском и молдавском языках, а на Пасху воскресное приветствие раздаётся и на других языках – гагаузском, болгарском, цыганском. Внутри Церкви межнациональной розни нет. Церковь – единая мать во Христе для всех народов, всех призывает в мире и единомыслии совершать дело спасения. Кстати сказать, сегодня все народы в республике живут в дружбе и согласии, и это особенно ощущается на такой компактной территории, каковой является Приднестровье.
Расскажите, пожалуйста, о социальной деятельности епархии.
Духовенство окормляет больницы, госпитали, реабилитационные центры, детские дома, психоневрологические дома-интернаты, коррекционные школы-интернаты, исправительные учреждения. Прихожане посещают все эти учреждения по церковным праздникам, передают туда благотворительную помощь, выступают с концертными программами. Ныне к этой работе активно подключился женсовет, созданный в епархии в апреле нынешнего года по моей личной инициативе.
Уже шесть лет духовно-просветительную работу в регионе ведет общество православных педагогов «Начало», два года работает Республиканский центр «Моя православная Родина». Обе эти организации созданы и действуют при активном содействии епархии.
Есть мнение, что Тирасполь превращается в «гетто для тех русских», которые не в состоянии покинуть регион. Население республики стремительно стареет.
Возможно, такое мнение и существует, но мне его слышать не приходилось. И потом, мне кажется странным брать именно Тирасполь в качестве примера «гетто для тех, кто не в состоянии покинуть регион». Я знаком не понаслышке с жизнью российской глубинки и поэтому уверен, что к ней с гораздо бóльшим основанием можно применить такое определение. Мне за последние месяцы довелось общаться с паствой в самых разных населённых пунктах Приднестровья. У меня не сложилось такого впечатления, что виденные мною люди хотя бы в малейшей степени похожи на жителей какого-то гетто.
Если же обратиться к проблемам пожилых людей, то они во многом схожи с проблемами пожилых россиян. При малом размере пенсионного обеспечения пенсионеры нигде не живут богато. Но у приднестровских пенсионеров положение в чём-то даже лучше, чем у россиян. Здесь гораздо более мягкий климат, низкие тарифы на коммунальные услуги, развитая инфраструктура – даже в сельской местности. Добавьте сюда тот факт, что практически все населённые пункты Приднестровья газифицированы. А многие ли жители российской глубинки имеют возможность пользоваться природным газом? Хотя, конечно, лёгкой жизнь приднестровских пенсионеров не назовёшь.
Ведется ли преподавание Основ православной культуры в приднестровских школах?
На данный момент преподавание ОПК ведётся только в двадцати двух школах республики, но в дальнейшем мы будем расширять эту сферу. У нас ведётся активный плодотворный диалог с Министерством просвещения республики.
Ваш предшественник, епископ Юстиниан, говорил, что Приднестровье «в начале пути воцерковления». Как, по вашему мнению, нужно готовить людей к крещению?
Преимущественно, Таинство Крещения совершается над младенцами, ибо, конечно, ребёнок, родившийся в православной семье, не может воспитываться вне церковной традиции. Но отрадно, что и взрослые люди всё чаще приступают к этому Таинству, пройдя непростой путь ошибок и разочарований и обретя, наконец, мир с Богом под омофором Святой Матери-Церкви. Таких людей мы стараемся допускать до крещения только после соответствующих катехизических бесед с пастырями Церкви, ибо ответственность Церкви за крещение взрослого, несомненно, более высока. По завещанию Спасителя: сначала научите, а потом крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Читайте также: