Епископ Воскресенский Савва (Михеев), один из самых молодых иерархов Русской церкви (ему 32 года), возглавляет старейший московский монастырь — Новоспасский.
Кроме того, он руководит Юго-Восточным викариатством Москвы, работает в коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, а еще и возглавил викариатство, куда вошли все храмы новых территорий столицы.
— Владыка, как правильно называется и что представляет собой это место вашей работы в Новой Москве?
— Пока оно какого-то специального названия не имеет. Просто викариатство новых территорий Москвы. Здесь 54 прихода, 62 священнослужителя, один женский монастырь — Зосимова пустынь. Состоит наше викариатство из трех благочиний. Одигитриевское — это бывший Наро-Фоминский округ, Ильинское — бывший Видновский округ, Никольское — бывший Подольский округ, точнее — то, что от него перешло к Москве.
Их возглавляют протоиерей Александр Балглей, протоиерей Евгений Сизов и иерей Петр Панов. Это замечательные священнослужители, которые достойно и быстро исполняют свое разнообразное служение на немалых территориях.
Так что можно уподобить их ангелам, имеющим крылья, — как символ быстроты исполнения воли Божией.
— А новые храмы на этих территориях нужны?
— Здесь живут около 200 тысяч человек. И пока число приходов в какой-то мере соответствует количеству населения. Но ведь некоторые храмы находятся в достаточно отдаленных селах, хотя теперь это уже Москва.
А есть, например, храм вместимостью 300 человек в поселке с пятитысячным населением.
То есть некое несоответствие между количеством людей и масштабом храмов наблюдается. Поэтому мы поднимаем вопросы о новом строительстве. В поселке Киевском уже намечено два участка, где будут строиться два новых храма.
В поселке Московском, где проживают несколько тысяч человек, тоже планируется строительство. Но все это требует немало времени и затрат. У нас ведь много всяких согласований надо пройти, да при этом еще остаться целым.
— Новоспасский монастырь, где вы наместником, возводился в те времена, когда никаких особых согласований не требовалось?
— Ну почему же? Вот, например, колокольня нашего монастыря — почти самая высокая в Москве, но все-таки не самая высокая. Ей не хватает одного яруса, поскольку строить выше кремлевской Колокольни Ивана Великого тогда не разрешалось. Тоже были свои условия и ограничения. Сейчас, кстати, мы готовим уникальный проект — хотим поместить на нашу колокольню 1000-пудовый колокол, который будет посвящен 400-летию дома Романовых. Ведь жизнь монастыря издавна связана с родом Романовых, здесь была их родовая усыпальница.
Мы уже заключили договор с колокололитейным заводом Шувалова в Тутаеве Ярославской области. Этот мастер самостоятельно восстановил древний процесс литья и льет очень хорошие колокола.
Средства требуются для такой работы немалые.
Сейчас продолжается их сбор.
Желающие стать участниками этого проекта могут внести свою лепту прямо в монастыре или через счет, который есть на нашем сайте http://www.novospasskiymon.ru.
— Монастырь ваш — старейший, а называется — Новоспасский, почему?
— Это первый монастырь в Москве, но судьба его удивительна. Он кочевал по разным точкам Москвы: сначала был на Даниловском Валу (где сейчас Даниловский монастырь), потом перешел в Кремль, а потом уже — на Крутицкий холм.
Изначально он был Спасским. Вот и Спасская башня в Кремле — свидетельство тому.
А потом перенесли монастырь — и люди стали говорить: «Спас на новом месте». Так и получился — Новоспасский. Адреса обители менялись, но неизменным оставался монашеский подвиг, который совершался в ее стенах.
— А сегодня кому и зачем нужны монастыри?
— Монашеские обители — это великое благо для Церкви и народа. Поскольку каждый монастырь — это своего рода центр духовной жизни. Одним своим присутствием он способствует решению сразу нескольких важных проблем.
Это и просвещение, и миссионерство, и социальное служение, и поднятие нравственной жизни на новый уровень.
И сегодня, как только открывается новый монастырь и начинается в его стенах монастырская жизнь, которая строится вокруг алтаря Господня и состоит в богослужении и молитве, так сразу же народ начинает идти туда за духовным советом и окормлением.
Самим фактом своего существования и совершением монашеского подвига монастырь уже вдохновляет людей на духовный путь, заставляет задуматься о жизни, осознать свою немощь греховную. Многие и не знают о том огромном социальном служении, которое ведут сегодня наши монастыри. Это и детские приюты, и работа по реабилитации людей, попавших в алкогольную или наркотическую зависимость, и всевозможная поддержка нуждающихся, опека болящих, разнообразные образовательные программы.
Огромный воспитательный потенциал для общества представляют собой история, архитектурный облик, культурный кладезь монастырских обителей. Это бесценно для самоидентификации народа, осознания своих духовных и исторических корней.
Вот почему так важно, чтобы современные люди больше знали о том, как живут монастыри, каковы их традиции и святыни.
— Но сегодня у нас так складывается ситуация, что и святыни православные, и сама церковная жизнь подвергаются все большим угрозам и атакам, как же защищаться?
— У нас есть один очень хороший и самый надежный способ, который спасает христиан столько, сколько есть христианство. Это Псалом 90: «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного…»
А еще читают молитву «Да воскреснет Бог, и расточатся врази…» Понимаете, все в руках Божиих. Ни один волос с головы человека не падает без воли Божией. Ну если пришли, атаковали вас, значит, вам такое испытание Господь послал.
Что же нам надевать бронежилеты? Нет. Надо положиться на волю Божию. Господи, вот как Ты мне благословишь жить дальше — в таком состоянии и буду жить. Если оградишь — то слава Богу! Надо обращаться к Богу с молитвой. А оружие не спасет никого. Если не будет на то благословения и промысла Божия.