12 сентября Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Это особый день и для Петербурга, и для его первого и главного монастыря — Александро-Невской лавры.
Наш небесный покровитель всегда с нами
Накануне праздника, 9 сентября 2012 года, под Санкт-Петербургом, на месте стоянки русской дружины перед Невской битвой со шведами 1240 года, был совершен молебен с крестостоянием. Это событие было посвящено предстоящему в 2013 году 300-летию Александро-Невской лавры и 290-летию принесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Шлиссельбург, где святыня пребывала в течение года, прежде чем была перенесена в имперскую столицу.
Молодежь, студенты семинарии и молодые священники, военнослужащие, казаки, местные жители выстроились в виде православного креста на месте строительства храма в честь великого полководца — небесного покровителя Санкт-Петербурга.
Молебен совершил ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий в сослужении духовенства Санкт-Петербургской епархии. За богослужением молился наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, который выступил с приветственным словом:
— Дорогие братья и сестры! Мы собрались накануне, может быть, главного праздника в Санкт-Петербурге — перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.
Место, где мы сейчас находимся, было местом последнего отдыха князя с дружиной перед Невской битвой. Два года назад мы отмечали 770-летие этой битвы, которая дала имя Александру Невскому.
Мы заложили камень, поставили крест. В прошлом году заложили часовню — надеюсь, в недалеком будущем она будет построена. Может быть, кто-нибудь из нынешних студентов будет здесь проходить свое священническое служение.
С рукотворными крестами, мы знаем, случается всякое. А это место вы осенили собой — чтобы этот крест свалить, нас надо уничтожить. Наш небесный покровитель всегда с нами, у Бога нет мертвых.
Епископ Назарий также отметил, что на этом месте планируется строительство храма во имя святого Александра Невского и создание Центра просвещения молодежи.
Что в городе, что в пустыне…
В день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Санкт-Петербурге пройдут праздничные мероприятия.
После Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, состоится крестный ход на площадь Александра Невского с мощами святого и молебен.
Но праздник — это один день, а монастырь, получивший при своем основании имя святого благоверного великого князя Александра Невского, живет круглый год. Когда (скоро уже триста лет как) он был основан, пришлось выкорчевать густой лес, росший на том месте. Сейчас это — центр города. Легка ли монашеская жизнь посреди суеты? Как Лавра живет сегодня? С этими вопросами мы обратились к наместнику Александро-Невской лавры епископу Выборгскому Назарию (Лавриненко).
— Монашество вообще трудно, но на Невском проспекте монастырская жизнь имеет свои особенности. Не обязательно удаляться в пустыню, монашеский подвиг возможен и среди людей. Ведь не каждый может поехать в какой-нибудь отдаленный монастырь помолиться, так что если монастырь в городе, он выполняет те же функции, что и в пустыне.
Первое — это молитва за весь мир.
Второе — ежедневные встречи, духовные беседы, попытки наставить человека на путь спасения.
А издержки есть везде. Каждый день в Лавру приходят туристы. С одной стороны — куда денешься, а с другой — это не так уж плохо: сегодня пришел просто поглядеть, завтра в храм пойдет.
Хотя многие люди, далекие от Церкви, не понимают, что можно и чего нельзя: часто, например, просят показать им настоящую монашескую келью. Или задают такие вопросы, на которые не пять минут надо отвечать, а всю жизнь, поэтому часто, чтобы избежать лишних разговоров, наши священники со службы идут перебежками (смеется).
Мы специально устроили скит, чтобы находить уединение для собственной молитвы, потому что без собственной молитвы не имеем права наставлять и других.
Лавра никогда не была многолюдной
Насельников сейчас в Лавре не так уж много — сорок человек вместе с послушниками. «Я благодарю владыку митрополита, который понимает наши трудности и никогда не спрашивает меня, сколько у нас человек и почему так мало, — говорит владыка Назарий. — Да и раньше Лавра не была многолюдной — в лучшие времена было 150 — 200 человек. Лавра — особый монастырь, отсюда вышли более 70 архиереев. У Лавры всегда был некий особый статус. Император Павел I присвоил монастырю статус лавры не из-за многолюдности, а из-за того, что она была, как бы сейчас сказали, «кузницей кадров» для Русской Православной Церкви».
Общеизвестно, что император Петр I, хотя и был верующим человеком и любил церковную службу, хотел всецело подчинить «иррациональную» Церковь голосу рассудка. Так, задумывая Александро-Невский монастырь, он желал претворить в жизнь идею «утилитарного» использования монашества.
Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, инвалидов Северной войны, душевнобольных, госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а также лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения от пьянства.
К счастью, эти намерения так и не были осуществлены, и монастырь стал тем, чем и должен был стать — местом молитвы (что не отменяло, разумеется, социального служения).
«Особенность Александро-Невской лавры и в том, что она была основана в Синодальный период, — подчеркивает владыка Назарий. — Она возникла практически вместе с Синодом, и непрерывное свое бытие закончила тогда же. А сейчас новый церковный период. Поэтому, когда спрашивают, будем ли мы восстанавливать те или иные традиции, отвечаю — если традиции касаются сугубо монашеской жизни, то да, а если церковно-государственных отношений, то, конечно, нет».
Приди в помощь твоим сродником и побори борющия ны
Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 года в Городце. Почитание его началось с самой минуты его погребения 23 ноября во Владимирском Рождественском соборе, где произошло так называемое чудо с духовной грамотой. На отпевании митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом — духовную грамоту. После этого грамоту надо было вложить в руку усопшего, но когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к гробнице, сам усопший, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита.
Местное его почитание как святого было установлено в 1380 году — с обретением мощей.
В 1723 — 1724 годы мощи благоверного великого князя были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь. 30 августа 1724 года в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря — Благовещенской, в которой и была первоначально установлена гробница с мощами. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 году императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.
После 1917 года монастырь был упразднен и разорен, мощи изъяты. Долгое время они хранились в Музее истории религии.
Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. 3 июня 1989 года было совершено перенесение мощей из Казанского собора (где тогда находился музей) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Возрождение Лавры как монастыря началось позже, уже при митрополите Иоанне (Снычеве), но полноценной монашеской жизнью Лавра зажила после смерти владыки Иоанна: 3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры.
Ныне каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.
«Смотрите, сколько за эти годы у нас открылось храмов, а Лавра по-прежнему во время служб полна молящихся, — заметил владыка Назарий. — И мы благодарим людей за то, что они любят Лавру. Как говорится, к пустому колодцу не ходят за водой, мы приходим куда-то снова и снова, только если что-то получаем взамен: люди же эгоисты, даже православные (смеется). Я думаю, если люди идут — значит, чувствуют поддержку святого благоверного князя».