В здании Якутского епархиального управления Преосвященный Владыка Роман встретился с представителями городских и республиканских СМИ. Владыка рассказал о себе, о своем жизненном пути, о первых впечатлениях о Якутии, об итогах встречи с Президентом республики Егором Борисовым: «Мы единодушно нашли точки соприкосновения. Благодарю Президента и представителей светской власти за поддержку в первые дни моего служения, и надеюсь, что мы вместе будем продолжать все доброе и созидательное, что послужит народам Якутии».
Говоря о своих ближайших планах, Владыка сказал: «Я намерен продолжать все добрые направления, осуществляемые моими предшественниками, служить Господу и народам республики верой и правдой».
Первой задачей епископ обозначил преобразование Якутского духовного училища в семинарию.
Кроме того, Владыка сказал о необходимости восстановления Спасского монастыря г. Якутска. «Этот монастырь был всегда просветительским, миссионерским, и его восстановление необходимо сейчас для духовной жизни горожан» — отметил Владыка. Сразу же епископ призвал не искать в этом решении желания конфликтовать с руководством Краеведческого музея: «Мы найдем компромисс, и, не ущемляя ничьих интересов, будем заниматься скорейшим восстановлением деятельности монастыря».
После этого Владыка ответил на вопросы журналистов.
Какая разница между духовным училищем и семинарией? Есть ли смысл в таком преобразовании?
— Говоря светским языком, духовное училище это колледж. А семинария – высшее профессиональное учебное заведение с соответствующей лицензией и аккредитацией, и получением диплома государственного образца. Таким образом, семинария — это полноценный ВУЗ.
— В какие сроки можно ожидать это преобразование?
— Исходя из того, что Духовное училище уже существует, и материальная база вполне достаточна, то можно сказать, что в самое ближайшее время мы наполним семинарию преподавателями должного уровня и, соответственно, студентами. Наша задача – не просто открытие семинарии. Процесс обучения священников длителен. Молодой человек, откликнувшийся на призыв Божий, приходит в духовное учебное заведение, и включается в процесс формирования его личности через получение необходимых знаний и духовное воспитание. Если провести аналогию с военными, то можно сказать, что офицером нельзя стать через год.
На сегодняшний день потребность в священниках у епархии огромна. Я вижу решение этой потребности в воспитании собственных кадров — тех, кто родился в Якутии, вырос, знает специфику региона. Вот для этого нам и нужна семинария.
— Одной из своих задач вы назвали восстановление Спасского монастыря. Неужели в настоящее время существует необходимость в этом?
Есть такое выражение: «Монашество – это барометр духовной жизни». Монахи – это те воины Церкви, которые своей жизнью являют осуществление евангельского идеала жизни. Слава Богу, что людей, стремящихся жить так, не становится меньше, и России не угрожает проблема отсутствия желающих стать монахами. Горение в людях и ответ на призвание Божие есть, и мы должны дать возможность тем, кто его почувствовал, служить Церкви до последней секунды своей жизни. Нам нужны такие герои, нам нужны такие образцы для подражания.
Вторая цель монастыря – общественное, просветительское и социальное служение. Монастырь является очагом духовности и церковной деятельности. Я думаю, что никто в Якутске сейчас не станет задавать вопрос о значимости уже существующего Покровского женского монастыря. Участие монахинь в жизни епархии и города переоценить нельзя.
— Вы каким-то образом поддерживаете отношения с архиепископом Курским и Рыльским Германом, некогда бывшим Якутским Владыкой?
— Да, я несколько раз разговаривал с Владыкой Германом по телефону, уже будучи в Якутии. Пользуясь случаем, хочу передать его приветствие всем жителям Якутии. Он вспоминает о Якутии с огромной теплотой, и если цитировать его слова, то самые лучшие люди, которых он встречал, это якутяне. Кроме того, Владыка Герман сказал: «Если бы мне сегодня предложили вернуться в Якутию, то не задумываясь ни на секунду, я бы вернулся».
— Вы знаете, что в Якутии много разных вероучений. Множество из них являются языческими. Вам уютно работать в такой обстановке?
Нам будет уютно работать со всеми, чья деятельность не направлена на разложение или разделение общества. Мы будем сотрудничать со всеми здравыми силами, кроме деструктивных организаций и сект, которые в основе своей деятельности имеют антиобщественные разрушительные направления.
— Как вы прокомментируете цитату из речи Святейшего Патриарха: «Местный народ не выдержит глобализации, если не будет православным»? Наш народ наоборот старается следовать традиционной культуре, и лишь ее развитие позволит противостоять глобализации.
— Вы сейчас специально противопоставили эти два понятия. Мысль патриарха состоит в следующем. Процесс глобализации, который уничтожает особенности культуры всех народов, в том числе малых народов чреват именно этим. Стираются грани национальной идентичности. Патриарх же призвал к тому, чтобы Православная Церковь и вера помогли сохранить национальную идентичность якутского народа.
— Обладаете ли вы информацией, о том, сколько сейчас православных в республике?
— Пока представляется сложным посчитать количество верующих. Этот вопрос, к сожалению, не был включен в вопросы переписи населения. Православный – это глубокое понятие. Кто такой православный? Кто ходит в храм один раз в год или несколько раз в неделю? А вот сколько одних и других — посчитать очень сложно. Из личного же опыта могу предположить, что примерно 60% жителей республики – православные. Но это лишь мое субъективное мнение.
— Как вы планируете работать в улусах?
— Планирую поддерживать деятельность священников в районах. Повторюсь — священство якутской епархии очень деятельное. Их миссионерскую и пастырскую деятельность буду поддерживать. Будем открывать новые приходы, воспитывать новых священников, сам буду много ездить как по городам, так и по сельским районам. Ближайшая поездка планируется в город Мирный уже послезавтра. Я буду принимать самое активное участие в жизни даже самых отдаленных приходов.
— В последнее время происходят некая «популяризация» Церкви. С каждым годом все больше и больше людей прибегает к православным традициям, таким как яйца на пасху, купание в крещенской купели. Крещенская купель в последнее время вызывает небывалый ажиотаж, восторг. Но почему это происходит, раньше такого не было?
-Ранее, в период гонений, все религиозные традиции, лежащие в основе мировоззрения православного человека, были уничтожены, и оставались только «белые платочки», бабушки, которые сохранили веру православную. Сейчас же пришло время возвращать эти традиции, они поддерживают духовный стержень народа. Никто не заставляет вас, например, окунаться в купель насильно. Приходите, если хотите. Мы возрождаем некогда бывшие традиции народа и это прекрасно.
По окончании пресс-конференции Владыка поблагодарил журналистов за вопросы. «Уверен, что наши встречи будут регулярными, будем дружить» — сказал Владыка.