Еще раз о мышах и людях
В новогодние каникулы наша семья выбралась в кино посмотреть мультфильм «Приключения Десперо». Он произвел на меня впечатление столь неожиданное, что о нем захотелось рассказать.
Мой пятилетний сын свое мнение о фильме выразил так: «Понравилось, но я ничего не понял». В то время, когда ребенок между особенно зрелищными эпизодами вертел головой по сторонам и канючил: «Купите поп-корн!» (принципиальным противником поедания которого в кинозале является наш папа), мамаша-эгоистка смотрела на экран круглыми глазами, толкала время от времени в бок упомянутого папу и шептала: «Смотри, как здорово!»
Действие разворачивается в городе, где народ, хоть и памятуя, что есть такой праздник – Рождество, главным событием в году считает День Супа. В этот день главный дворцовый повар готовит для королевской семьи и всех горожан новый, особенный, экстраординарный суп. Не очень возвышенное содержание у этого праздника, не правда ли? Однако подумайте, какого уровня мастером надо быть, чтобы целый город единодушно признал приготовленный суп произведением искусства!
Но в этот раз праздник был омрачен: крыса Роскуро (один из главных персонажей) невольно стала причиной смерти Королевы — и мирное течение жизни города было нарушено. Безутешный король под страхом смерти запретил варить в городе суп и объявил всех крыс вне закона. Принцесса закрылась в высокой башне, в небе повисли тучи, никак не желая пролиться дождем, и радость ушла из города… Потрясающе показано, как куется цепь зла – из случайностей, непонимания, неправильных поступков, непрощения. Ну, например: пойми король, что ни суп, ни крыса ни в чем не виноваты, он сообщил бы совершенно другое течение всей истории!
А тем временем в том же городе, но в нижней его части, в Мышином Королевстве, родился и подрос (ведь мыши быстро растут!) необычный мышонок, названный Десперо. Почему необычный? Десперо не желал бояться. Любое «нельзя» вызывало у него вопрос «почему?» Он таскал сыр из мышеловок, заглядывал в Крысиное Подземелье и читал рыцарские романы вместо того, чтобы их грызть. Десперо познакомился с Принцессой людей и стал считать ее своей Дамой Сердца. Он шокировал все мышиное сообщество – пугливое, консервативное, не рискующее даже на градус отклониться от генеральной линии Мышиного Совета. Что-то эта тихая серая масса мне поразительно напомнила…
Но вернемся к нашему мышонку. Да, герой появляется тогда, когда без него невозможно обойтись. Что отличает героя от всех остальных? Идеалы и потребность действовать. То, чего в этом мире катастрофически не хватает.
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия.
Не странно ли цитировать Шекспира, рассказывая о детском мультике? По-моему, в данном конкретном случае – нет. Его авторы вполне это заслужили, остро поставив крайне актуальный вопрос: почему столь немногие смеют действовать?
Думаете, герой неуязвим и всегда побеждает? Вот и нет – часто он сам нуждается в помощи! Видимо, не случайно героем является мышонок, необычно маленький даже по мышиным меркам. Отсюда следует еще один вывод: герои не спасают мир. Помните, я говорила о цепи зла? Так вот, в фильме показано не только то, как она возникает, но и то, что мешает ей сковывать новых рабов и что способно рассыпать ее в прах. Выбор каждого работает либо на нее, либо против нее – фильм повествует об этом с восхитительной убедительностью. Что случилось бы, если бы Роскуро не спас Десперо от кота? Или не простил бы Принцессу, столь немилосердно отвергнувшую его собственную просьбу о прощении? А если бы Принцесса не обидела Служанку? А не вызовись Дух Кухни доставить Десперо в Крысиное Подземелье, кто знает, была бы Принцесса спасена от смерти?
Мир спасают не герои. Они лишь решаются на Поступки и подают пример другим сделать то же самое. Мир спасает каждый, делающий правильный выбор. Такой вывод можно сделать из кульминации фильма, в которой в соответствии с законами жанра в жестокой схватке Добро побеждает Зло. И вот Принцесса спасена, все недоразумения улажены, суп и крысы реабилитированы и, наконец-то, пошел долгожданный дождь! Казалось бы, всё, хеппи энд. Ан нет! Звучит авторский текст, и зритель слышит краткую, кроткую, кристально логичную, без обиняков произнесенную проповедь покаяния и прощения. Она неожиданна, как радуга, вспыхивающая в капле, оставшейся после дождя. Эта капля переполнила чашу моего восторга.
Есть еще некоторые мысли, на которые наводит этот фильм. Например, о природе и устройстве мышиного сообщества, где отец, заботясь, «как бы чего не вышло», способен предать сына. Или вот ещё – о том, какой должна быть Принцесса. Ведь, переставая быть мудрой и внимательной, Принцесса может не только себя погубить, но и разочаровать своего Рыцаря. Что же случится с миром, если некому будет вдохновлять Рыцарей на Поступки?
Впрочем, это — боковые побеги, отпочковавшиеся от основного ствола моего размышления. Пересажу-ка я их в другой горшок, пусть растут пока. А тема этой статьи почти исчерпана. Осталось лишь добавить, что произошедшие события сильно изменили жизнь в городе. И хочется верить, что наступит год, когда горожане, ни в коем случае не забывая о Дне Супа, добавят в число своих любимых праздников и Рождество.