Главная Общество Аналитические обозрения

Если идеал оказался ложным

Если в 1930 году количество заключенных не достигало ста тысяч, что соответствовало дореволюционному уровню, то в 1941 году заключенных было уже более трех миллионов человек, то есть возросло более чем в тридцать раз.

   В предыдущей версии статьи, опубликованной на сайте, по вине редакции были допущены неточности. Приводим исправленную версию статьи протоиерея Александра Ильяшенко с уточненными данными и приносим читателям свои извинения.

Редакция портала Правмир



Глава III   Если идеал оказался ложным


Февральский переворот, вынудивший Государя Императора Николая Второго отречься от престола, и последовавший затем октябрьский переворот, приведший к власти большевиков, явились началом демографической катастрофы русского народа. Народам России был нанесен удар неслыханной силы, прежде всего в духовной сфере, а также в сферах культурной, научно-технической, социальной, демографической.

Люди, захватившие власть над огромной страной, отделили Церковь от государства и тем самым фактически отделили себя от народа, поскольку подавляющее большинство народа было православным. Поэтому власть, называвшая себя «рабоче-крестьянской», развернула кровавый террор против всех слоев населения, включая рабочих и крестьян. Приведем характерный документ той страшной эпохи, настолько жестокий, что принимавшие его 24-го января 1919 года в обстановке строжайшей секретности члены Оргбюро ЦК РКП(б), побоялись внести в протокол заседания свои имена:

 

«Протокол заседания Организационного бюро ЦК РКП(большевиков)

«Циркулярно, секретно.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспо щадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истре бления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопу стимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяй ственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учре ждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный Комитет РКП». [1]

Получив такую директиву, партийные и советские работники Дона с бешеной энергией и беспощадной жестокостью стали проводить политику «расказачивания». Карательные отряды осуществляли массовые казни, не щадили никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей, начался голод. Станицы переименовывались в села, казакам запрещалось носить лампасы, из обращения изгонялось само слово «казак». Ответом на репрессивные меры явилось вспыхнувшее 11 марта 1919 года восстание казаков, которое охватило большой район в пределах верховья реки Чир, станиц Еланская, Вешенская, Усть-Медведицкая и др. «Беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам» привел к тому, что население Тихого Дона сократилось наполовину.

Подобных документов можно привести много. Приведенная ниже таблица [2] показывает, что на протяжении уже почти столетия сменяющие друг друга председатели совнаркома, совмина, генеральные секретари, президенты, сознательно, или неосознанно продолжали губительную политику, начатую своими предшественниками в 1917 году.

Таблица 1. Демографические потери СССР и России в социальных бурях ХХ века.
























Годы


Избыточная смертность млн


Дефицит рождений млн


Общее

количество млн


Суммарные

ежегодные потери

(% от числа жителей)


1914-1926


18,0


10,0


28,0


1,39


1926-1939


  8,5


  4,0


12,5


0,53


1941-1945


26,4


10,9


37,3


3,85


1992-2000


  5,0


12,3


17,3


0,91

 

В демографические потери за период 1914-1926 годы входят потери Императорской армии, которые она понесла в Первой мировой войне. Согласно фундаментальному труду профессора генерал-лейтенанта Николая Николаевича Головина, число убитых, умерших от ран и болезней в русской Армии в войну 1914-1917 года равно 1 млн. 860 тыс. человек. Гибель более чем 16 млн. человек вызвана революцией, Гражданской войной, подавлением крестьянских восстаний, голодом в Поволжье, эпидемиями.

Людские потери в 1926-1939 годах вызваны коллективизацией, голодом на Украине, в Казахстане, массовыми репрессиями широких слоев населения.

Относительно потерь в Великой Отечественной войне можно услышать ошибочное мнение, что потери Красной Армии составляют 35-40 млн. человек. Видимо, это недоразумение: 37 млн. человек — это общие демографические потери за период войны, включая погибших солдат, офицеров, мирных жителей, а также неродившихся детей.

В начале 90-х годов ХХ века неблагоприятная ситуация в стране была усугублена либеральными реформами, в результате которых смертность превысила рождаемость, в результате наш народ недосчитался более 17 млн. человек.

По окончании Великой Отечественной войны в Советском Союзе наблюдался значительный подъем рождаемости. Это было связано с Победой в Великой Отечественной войне, одержанной в тяжелейшей, кровопролитной борьбе. Тогда в стране царил необыкновенно высокий патриотический и духовный подъем, люди с оптимизмом смотрели в будущее. Победа была достигнута не только благодаря напряжению всех сил народа, его необыкновенному мужеству и патриотизму, но и благодаря чудесной помощи Божией, тому, что народ обратился к Церкви. Именно поэтому и оказалось возможным то, чего никакая другая страна мира не была в состоянии совершить. Ни Англия, ни Франция, ни Америка не могли остановить чудовищную мощь фашистской Германии, это оказалось под силу только русскому народу.

Творческая активность нашего народа ярко проявилась и в послевоенные годы. «Так уж получилось, что поколению солдат Великой Отечественной войны не довелось отдохнуть после победы. Бывшие фронтовики, вернувшись на Родину, вновь оказались на фронте — трудовом: восстанавливали из пепелищ родные города и села, энергично перестраивали на мирный лад экономику, науку и технику, обеспечив, в конечном итоге, нашей стране авторитетный статус «сверхдержавы». Работали по-фронтовому — и день, и ночь, не считаясь ни с чем» [3] .

Этот духовный подъем, который был связан с победой, был обусловлен еще и тем, что Русская Православная Церковь получила некоторую свободу, и благотворное влияние православной веры на народ возросло, для многих став определяющим. Эти нравственные факторы и способствовали росту рождаемости и быстрому восстановлению численности населения. Значительную роль сыграло и то, что аборты были тогда законодательно запрещены.

Сохранить этот энтузиазм не удалось. Причины этого исторического феномена сложны и требуют специальных исследований, мы можем указать лишь на некоторые. Во-первых, партийная верхушка боялась роста патриотических настроений. В свое время Н. И. Бухарин на вопрос: «Где классовые враги и внутренние вредители?» отвечал, что их надо искать в росте «проявлений великорусского, великодержавного шовинизма». [4] То есть, идеолог партии призывал видеть врага в русском патриотизме, в осознании народом своего национального достоинства. Во-вторых, гонения на Русскую Православную Церковь не прекратились, они приняли другую форму, а при Н.С. Хрущеве перешли в открытое преследование. Вновь закрывались монастыри и храмы, духовные семинарии и Академии, верующие подвергались дискриминации. Священнослужители приравнивались к кустарям и ремесленникам и облагались непосильным налоговым бременем. В-третьих, в 1956 г . было принято законодательство, снова разрешающее аборты. И, наконец, антинародная политика, развязанная большевистским правительством в 1917 году, продолжалась и после Великой Отечественной Войны. Это видно из таблицы 3, в которой приведено количество заключенных в период существования ГУЛАГа, то есть с 1930 по 1957 годы.


 

Таблица 3. Количество заключенных
в период с 1930 по 1957 годы.










































































Год






1930


Количество

заключенных






95 064


Год


1931


1932


1933


1934


1935


Количество

заключенных


212 000


268 700


345 400


510 307


990 554


Год


1936


1937


1938


1939


1940


Количество

заключенных


1 296 494


1 196 369


1 881 570


1 672 438


1 659 992


Год


1941


1942


1943


1944


1945


Количество

заключенных


1 929 729


1 777 043


1 484 182


1 179 819


1 460 677


Год


1946


1947


1948


1949


1950


Количество

заключенных


1 110 593


1 703 506


2 169 252


2 356 685


2 561 351


Год


1951


1952


1953


1954


1955


Количество

заключенных


2 540 760


2 509 788


2 472 247


1 325 003


1 075 280


Год


1956


1957





Количество заключенных


781 630


807 977




Для большей наглядности эти данные представлены на графике.

Данные о количестве заключенных взяты из книги «МВД России. Энциклопедия» [5] , в которой опубликованы документы, имевшие до недавнего времени гриф «Совершенно секретно» и «Особой важности», о численности заключенных в лагерях и колониях НКВД (с 1947 г . МВД) СССР.

Если в 1930 году количество заключенных не достигало ста тысяч, что соответствовало дореволюционному уровню, то в 1941 году заключенных было уже около двух миллионов человек, то есть возросло более чем в двадцать раз. Спад количества заключенных в военные годы связан в первую очередь с необыкновенно высокой смертностью, которая в 1942 году достигла 25%, т.е. умирал каждый четвертый. «Кто в войну в лагере не сидел, тот лагеря не знает», — говорили страдальцы, пережившие этот ужас. По окончании войны лагеря снова стали наполняться, и к 1950 году численность заключенных превзошла довоенный уровень, достигнув более 2,5 млн. человек. Следует отметить, что после войны в период с 1946 по 1957 годы в заключении побывало больше людей, чем в период с 1930 по 1945 годы.

После смерти И. Сталина заключенных стали освобождать, и в 1956 году количество заключенных составило около миллиона человек, что соответствует современному уровню. Таким образом, в течение двух-трех последующих за смертью Сталина лет более полутора миллиона человек по амнистии [6] были выпущены на свободу. Очевидно, что все эти люди не могли быть преступниками. Многие из них были доблестными воинами, с победой вернувшимися с войны. Не только рядовые солдаты и офицеры, но и прославленные полководцы, включая маршала Г.К. Жукова, подверглись преследованиям и репрессиям. Этих людей боялось советское руководство и вело с ними беспощадную борьбу. Фронтовой разведчик, известный кинорежиссер, самобытный, тонкий писатель и замечательный человек Теодор Вульфович о тех, кто во время войны прятался за спины товарищей, писал: «Это особая порода… Там, на войне, они только примеривались к нам. Подбирали ключи… После войны они сразу обступили нас, образовали плотный круг и начали теснить… Потом гнать… Потом истреблять… Полагая, что жизнь вовсе не обязательно должна быть живой – она может быть и немножечко мертвой. Это даже хорошо, если она мертвовата… Они постепенно стали считать, что могут управлять всем на свете – не только нашей ЖИЗНЬЮ, но и смертью. Мы выиграли войну у немецких фашистов и проиграли ее у себя дома – своим! Они догнали нас сразу после войны, загнали в угол и победили». [7]

Начиная с 1992 года, смертность в России превышает рождаемость. Приведем таблицу динамики демографических показателей с интервалом в сто лет в 90-х годах XIX века и 90-х годах XX века (мы воспользовались Таблицей 1 из первой главы и данными А.И. Гундарова [8] ):

Таблица 2. Динамика демографических показателей с интервалом в сто лет

(Рождаемость, смертность и прирост населения на 100 жителей)




































Год


1894


1895


1896


1897


Рождаемость


4,87


4,94


4,97


4,95


Смертность


3,40


3,50


3,28


3,14


Прирост


1,47


1,44


1,69


1,81


Год


1994


1995


1996


1997


Рождаемость


0,95


0,93


0,89


0,86


Смертность


1,57


1,50


1,42


1,38


Прирост


-0,62


-0,57


-0,53


-0,52

Как видно из таблицы 2 за сто лет, благодаря несомненным успехам отечественной медицины, смертность сократилась более, чем в два раза, но рождаемость, которая является свидетельством благополучия народной жизни, упала в 5-5,5 раза, что привело к негативному приросту населения, то есть к его вымиранию. Многообещающая демографическая ситуация начала ХХ века в результате развязанных советской властью террора и гражданской войны, спровоцированного в начале 20-х годов голода в Поволжье, массовых репрессий, потерь, связанных с Великой Отечественной Войной, либеральными реформами последних десятилетий, сменилась демографической деградацией. Если просуммировать общее количество потерь, то демографические потери за ХХ век составят 95,1 млн. человек, но эти потери нельзя считать полными. Напомним, что накануне распада СССР в 1993 году, численность его населения составляла 280 млн. человек, то есть столько же, сколько можно было ожидать по прогнозу Д. И. Менделеева в 1950 году, а в 2000 году можно было ожидать около 600 млн. человек. Но Д. И. Менделеев в своих прогнозах опирался на современный ему уровень здравоохранения, так что можно предположить, что если бы не «великие потрясения», которым пытались противостоять и П. А. Столыпин, и Д. И. Менделеев, и другие государственные мужи, то «Великая Россия» могла быть еще более многочисленной.

Сейчас в России идёт сокращение населения со скоростью 0.5-0,6% в год. В Европейской России численность населения сокращается примерно 1,5% в год. Напомним, что при царской власти в тех же областях скорость роста составляла 1,8%. Такого трагически рекордного изменения скорости роста населения, которое произошло в России за последнее столетие, не было и нет ни в одной другой стране мира.

Вместо того, чтобы достичь тех высот, которые казались столь реальными в начале ХХ века, народ был насильственно поставлен в совершенно невыносимые условия. Удивительно, что народ не отчаялся, не озлобился, а находит в себе силы не только выживать, но и жить в этих условиях.

Авторы интересной статьи «Спасение России через семейный подвиг» [9] рассмотрели динами ку численности населения в зависимости от того, будут ли в России большие семьи. Авторы предположили, что родители, которые отважатся иметь большие семьи — это православные во церковленные люди, то есть те, кто регулярно приступает к церковным таинствам. Доля таких людей, по мнению авторов, составляет 5% от общей численности населения. Далее, они предпо ложили, что все родившиеся дети вырастают православными христианами и имеют столько же детей, сколько имели их родители, а остальные жители нашей страны согласно статистике в среднем имеют по 1.17 ребенка на семью.

Результаты расчетов динамики численности населения в зависимости от того, сколько детей приходится на православную семью, приведены в таблице 1 и на диаграмме 1:

Таблица 1. Количественные характеристики численности населения.

 





























Число детей в православной семье


3


4


5


6


7


Год наименьшей

численности населения


2121


2081


2066


2051


2045


Наименьшая численность

населения (млн. чел.)


45


78


100


115


125


Год восстановления

численности населения


2220


2135


2097


2077


2064








Согласно приведенным расчетам, независимо от числа детей в православных семьях, будет наблюдаться спад численности населения в течение продолжительного ряда лет, так как демогра фические процессы обладают большой инерцией. После прохождения минимума спад сменится ростом численности. Как видно из приведенной таблицы, если в каждой православной семье будет по трое детей, то в минимуме численность населения составит всего лишь 45 млн. человек, а восстановится, т. е. достигнет современного уровня, только через 220 лет. Даже если в православ ных семьях будет по 6-7 детей, восстановление численности населения произойдет более чем че рез шестьдесят лет. Вряд ли нашему народу будет предоставлен такой большой исторический срок. Кроме того, нельзя рассчитывать на то, что в каждой православной семье в среднем будет по 6-7 детей. Если во всем нашем народе решительно не изменится отношение к рождению детей, и в ближайшее время каждая семья не будет иметь хотя бы по 3-4 ребенка, то согласно приведенным оценкам, население нашей страны настолько сократится, что будет не в состоянии использовать и ох ранять всю ее огромную территорию. Следовательно, страна будет захвачена без всякого кровопролития, без всякой войны, только лишь за счет иммиграции, другими более многочисленными и деятельными народами. Нарушение естественного цикла воспроизводства народонаселения приводит к тяжелым катаклизмам и катастрофам.

Более того, необходимо задуматься над тем тревожным фактом, что сокращение населения идет не за счет повышения смертности, которая лишь ненамного превышает смертность в развитых странах, а за счет резкого дефицита рождаемости. Каждый год население сокращается на 700-800 тысяч человек за счет того, что рождается меньше людей, чем умирает. Для поддержания численности народа хотя бы на одном уровне необходимо, чтобы на каж дые десять семей приходилось двадцать два ребенка, то есть более двух детей на семью. Это свя зано с тем, что не все дети доживают до брачного возраста и не все брачные пары по состоянию здоровья могут иметь детей. По данным Госкомстата в настоящее время в нашей стране на десять семей приходится менее двенадцати детей, то есть почти в два раза меньше, чем требуется для простого воспроиз водства населения. Это означает, что через демографическое поколение, которое составляет двадцать пять лет, возрастная группа людей, способных к воспроизведению потомства, сокращается в 12/22 раза, то есть почти вдвое. Таким образом, если современные тенденции сохранятся, можно ожидать, что через двадцать пять лет наша страна недосчитается 17-20 млн. человек за счет того, что людей моложе 25 лет будет в два раза меньше, чем сейчас, хотя уже в наше время доля молодежи на 20-30% ниже нормы. Но действительность еще более грозна, чем нам представляется.

Специалисты в области де мографии утверждают, что «в ближайшие годы и десятилетия следует ожидать не только роста числа считающих, что их жизненные условия не позволяют им обзаводиться хотя бы еще одним ребенком (причем независимо от того, каковы эти условия «на самом деле», т. е. какими они кажутся стороннему наблюдателю), но и дальнейшего уменьшения самой потребно сти в детях как закономерного и неизбежного результата переориентации на внесемейные ценности. Снижение рождаемости обусловлено не какими-то привходящими обстоятельствами, а ис торически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях, вызванном изменением роли и места семьи в обществе. Согласно социологическим данным, на протяжении последнего полувека происходил неуклонный и монотонный процесс ослабления потребности в детях, величина которой уменьшалась примерно на треть через каждые 10—15 лет, что подтверждается и данными нашего исследования. Поскольку же нет никаких оснований утверждать или хотя бы надеяться на то, что пере стали или перестанут действовать факторы кризиса семьи, постольку потребность в детях будет уменьшаться и в будущем, если, конечно, не произойдет радикальных перемен в социальной структуре или не начнет проводиться специально ориентированная на укрепление семьи с не сколькими детьми семейная политика. Но надежда на это весьма слаба. Напротив, мы наблюда ем нарастание эгоистического индивидуализма и ориентации на престижные внесемейные цен ности, связанные с личным успехом, богатством, пусть даже и не вполне праведно нажитым, и т.п. Семья чем дальше, тем ниже опускается на шкале социальных ценностей. Об этом гово рят результаты практически всех социологических замеров. Поэтому не будет большой ошиб кой утверждать, что применительно к ближайшим 10—20 годам надо исходить из прогнозной величины суммарного коэффициента рождаемости в 0,8—0,9 ребенка на одну женщину репро дуктивного возраста. А это означает, что самые пессимистические прогнозы численности насе ления должны быть скорректированы в сторону еще большего пессимизма. Только осознание всем обществом угроз, которые несет с собой депопуляция, только, так сказать, всеобщая мобилизация на борьбу с этими угрозами, только выработка и проведение демократически ориентированной семейной и демографической политики, целью которой является возрождение в новых экономических и социальных условиях полной семьи с несколькими детьми, способны если не повернуть депопуляцию вспять, то хотя бы остановить ее» [10] . У нас просто нет выбора — иметь или не иметь большую семью.

Сокращение количества молодых людей уже приводит к тому, что нашу армию приходится комплектовать из людей, не принадлежащих к русской культуре ни по языку, ни по вере, ни по воспитанию, ни по образованию. Вскоре солдатами наших Вооруженных Сил в большинстве своем будут люди, чуждые любви к России, не являющиеся ее патриотами. Спрашивается: не захочет ли кто-нибудь использовать эти Вооруженные Силы, снабженные первоклассной боевой техникой, против нашего государства, против нашего же народа?

Эти трудности связаны с тем, что после революционных потрясений во властные структуры нашей страны проникло много людей, которые ищут каких-то своих корыстных интересов, а не того, что необходимо народу. Великий древне-греческий философ Аристотель дал классификацию власти, опираясь на нравственные критерии. Он отмечал: «считается, что дурной человек все делает ради себя самого, причем тем больше, чем он хуже, добрый же совершает поступки во имя прекрасного и тем больше чем он лучше, причем ради друга, а своим пренебрегает» (т. 4, с.256). Аристотель признает три основные государственные формы, которые могут быть или правомерными (когда имеют в виду благо государства), или извращенными (когда имеют в виду благо правителя). Получаем:

1.        Монархию, способную извращаться в тиранию.

2.        Аристократию, способную извращаться в олигархию.

3.        Демократию, способную извращаться в охлократию, то есть власть черни.

Олигархия – способ правления, противоположный аристократическому. Аристократ – высокообразованный, благородный человек, следовательно, олигарх – как правило, неблагородный, малообразованный, если не сказать — невежественный человек. Таким образом, в греческом языке слово «олигарх» имеет негативную окраску. Обратимся к апостолу Павлу, который говорит: «Начальник не напрасно носит меч, он Божий слуга». Если он – Божий слуга, значит, он не напрасно носит меч. А если не считает себя Божьим слугой, тогда он начинает не служить людям, а манипулировать ими ради своих или корпоративных корыстных интересов.

Из современной культуры исчезли нравственная и социальная направленность, которые так ярко звучали в произведениях отечественной средневековой и современной литературы.

«Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуна или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь – в рай, и тиун – в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, — только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, — так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад!» [11]

Не только к современникам Лермонтова, но и к современным нам потомкам «известной подлостью прославленных отцов» можно отнести обличительные слова поэта :

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, гения и славы палачи.

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!

Но есть и Божий суд, наперсники разврата,

Есть Грозный Судия, Он ждёт,

Он не доступен звону злата

И мысли и дела Он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью,

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь.

Если Лермонтов говорит о праведной крови Поэта, то в наше время приходится говорить о пролитой крови миллионов людей.

Не только в отечественной, но и в зарубежной классической литературе отчетливо и резко звучали ноты обличения жестокости, своекорыстия, неправды, не потерявшие своей остроты и сейчас. В сказочном произведении английского писателя Оскар Уайльда молодой Король желает, чтобы в его королевстве все было хорошо, однако, в его королевстве не все хорошо, как бы ему хотелось:

— Не братья ли богатый и бедный? – спросил молодой Король.

— Братья, — ответил тот, — и имя богатому – Каин. [12]

Бедность не порок, а нищета – порок. Когда людям не хватает на хлеб, дети голодают, а работящие родители не могут найти работу, когда кадровые военные вынуждены оставлять службу, потому что поставлены в невыносимые и унизительные условия – это порок, но только не честных тружеников, а тех «братьев-каинов», которые «жадною толпою» стоят у трона и свои богатства и власть используют не для служения ближним, а для умножения своих богатств и власти.

Падение нравов приводит к страшным последствиям не только личным, но и социальным, экономическим, политическим. Повторяется то, что уже было когда-то в прошлом, о чем говорят грозные слова Священного Писания: «Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… Земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней… Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовицы не доходит до них». (Исаия 24:3,5,6; 1:21,23).

Эти слова пророка Исаии не нуждаются в комментариях, настолько злободневно они звучат.


 


[1] Известия ЦК КПСС 1989 г . № 6 с. 176-178

[2] И. А. Гундаров. Демографическая катастрофа в России. М. 2001 г . с 15.

[3] Слава, обретенная в боях. Москва. Издательство «Атлантида-ХХ I век. 2001 г . стр. 15, 236.

[4] Н. И. Бухарин. Путь к социализму. Новосибирск. Издательство «Наука». 1990. с. 300,303.

[5] МВД России. Энциклопедия. Москва 2002 г . стр. 158.

[6] МВД России. Энциклопедия. Москва 2002 г . стр. 158.

[7] Теодор Вульфович. Там, на войне. Москва, 2001 г . с. 166.

[8] И. А. Гундаров. Демографическая катастрофа в России. М. 2001 г . с. 171.

[9] В. Мальцев, А. Максимов. «Спасение России через семейный подвиг». Статья взята из Интернет.

[10] Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 г . с. 355,356.

[11] Библиотека всемирной литературы. Серия первая. т.15. М. 1969 г . стр. 376.

[12] Оскар Уайлд. Молодой Король.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.