Доклад главного редактора портала «Правмир» кандидата филологических наук Анны Даниловой на пленарном заседании направления «Семья в век глобализации» XVIII Рождественских чтений
Из года в год собираясь на Рождественских чтениях, круглых столах, дискуссионных площадках, на православных сайтах и в книгах мы рассуждаем об искажении образа семьи в современных светских СМИ. Действительно, современное российское общество переживает острый кризис распада традиционной системы ценностей. Ценности, которые формировали общество, культуру, мировоззрение и языковую картину мира человека, сегодня исчезли и из речи, и из миропонимания, общество изнутри напоминает рассыпающийся песок. Это неразрывно связано с тем, что Святейший Патриарх Кирилл обозначил как кризис системности познания мира, проникший во все сферы современной жизни.
Из языковой картины мира исчезли такие понятия, как труд, честь, доблесть, порядочность, целомудрие. Это перечисление можно продолжать – достаточно взять любую ценность традиционной языковой картины мира и проследить ее представление в современных СМИ.
Однако сегодня я хотела бы поговорить о другом аспекте проблемы. В эти дни все общество широко обсуждает сериал для подростков и их родителей «Школа». Автор фильма – бывший порно-режисеер Валерия Гай Германика, проучившаяся в школе всего несколько месяцев, и рассказывающая об этих месяцах, как о самом неприятном моменте своей жизни, постаралась обострить в интервале 30 минут все проблемы трудных подростков. Заявленная цель, озвученная руководством Первого канала — выставить, обострить и обличить проблемы современных школьников, дать им посмотреть на себя со стороны.
Пока не ясно, придет ли сериал к какому-то конструктиву, хотелось бы. Очевидно другое – сегодня ни чем другим привлечь молодежь к экрану мы не смогли – за последние годы у нас не создано практически ничего по-настоящему гениального и сильного, все массовое современное искусство прочно отрабатывает схему: «Не могу сказать смешно/умно/остроумно/ скажу пошло» «Не могу снять сильное кино, сниму чернуху». Видимо, руководство первого федерального и решило вернуть молодежь к экранам из Интернета.
Это с особой остротой продемонстрировал серьезную проблему российского общества.
В России нет работающей системы социализации. С проблемой социализации подростков в обществе Штаты столкнулись в послевоенные времена, когда молодежь увидела, что все самые несбыточные мечты родителей – о семье, детях, доме и машине – не удовлетворяют их чаяний от жизни. Тогда появилось движение хиппи, тогда американцы поняли необходимость социализации ребенка. Пока американцы учат детей находить свое место в мире, мы показываем им только одно направление – зона. Вы дети зоны, дорогие детки, оставайтесь в этой зоне, в этом душном колодце ледяной безысходности.
Как метко сказал Сергей Лукьяненко, «Если человеку тысячу раз сказать, что он свинья, – на тысяча первый раз он захрюкает». … Вы думаете, население и впрямь желает смотреть только криминальные хроники и сводки происшествий? О том, что у нас все плохо в школе, в промышленности, в армии и во власти? Давайте, еще 5–10 лет – и все действительно станет плохо – причем необратимо».
В сегодняшних докладах нельзя было не услышать противоречия. С одной стороны, многие докладчики говорили о высоком нравственном уровне и уровне духовной жизни России, Святой Руси и неповторимом самобытном нашем пути. Как же тогда объяснить ту страшную статистику, которую зачитал в своем докладе владыка Сергий: Россия занимает первое место в мире по количеству абортов, по количеству самоубийств среди пожилых людей, по числу разводов и детей, рожденных вне брака, по уровню умышленных убийств, по потреблению табака итд? Это статистика Святой нравственной Руси?
Да, к этим показателям мы пришли не без воздействия извне, но почему бы нам не перенять тот прекрасный опыт и методы той же Америки, в области социализации, в области воспитания подрастающего поколения.
Например, американское массовое кино – мощнейший механизм социализации общества. Оно постоянно отрабатывает модели того, как должен жить человек в мире и решать сложные жизненные задачи. Посмотрим, что происходит в американском кинематографе с семейными ценностями – пройдемся только по последним кассовым фильмам. Как к лучшему может измениться жизнь, если случилась незапланированная беременность (фильм «Временно беременна», 2009 г.), как выживает работающая многодетная мать, что делать с поздней беременностью, как можно довести окружающих своим перфекционизмом, как жить с мужем-инвалидом, чем чреват развод и («Отчаянные домохозяйки»), почему взрослые сыновья никак не создадут свою семью («Трудности запуска»).
«Дорога перемен» о молодой женщине, изменившей мужу и трагически умершей из-за неудачного аборта.
«Джулия и Джули» — как может реализовать себя в кулинарном искусстве женщина, не сделавшая головокружительную карьеру.
«Воспитание Хелен» — как своенравная модница постигает истинный смысл жизни, оставшись попечительницей троих племянников-сирот.
«Семьянин» — о мужчине, воочию увидевшем, насколько более счастливой может быть жизнь в браке с любимой женщиной и детьми, нежели делание карьеры в одиночном плавании.
В США несколько лет идет успешнейший сериал для тинейджеров «Gossip girl» (Сплетница), не обходящий стороной все те же проблемы молодежи, но проводит зрителей по самым сложным проблемам и тяжелым грехам, показывая, как тайные пирушки в школьном бассейне могут закончиться реанимацией, как может запутать жизнь роман с двумя девушками одновременно, к чему может привести роман с женатым мужчиной. Решаются, конечно, все эти задачи в системе ценностей американского общества, но решаются вполне убедительно, давая своему зрителю модель поведения и предостережение: смотрите, думайте!
На американском телевидении помимо сериалов и развлекательных передач огромное количество передач социальной терапии: например, показывают многочисленные ситуации с трудными детьми в семье и психологи и педагоги демонстрируют, как родителям решить эти проблемы.
Пора перенимать у американцев механизмы того, как социализировать молодежь и менять общество к лучшему.
«Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами», – писал Ш. Сент-Бев. В отношении к современным СМИ уместно это же суждение – если мы не заполняем существующие медийные лакуны конструктивом, их заполнят кошмары сериала «Школа». Только вот заполнять лакуны должны не чиновники наверху. А мы с вами.
Из года в год, мы, православные публицисты, пишем о социальных проблемах: половом воспитании, ювенальной юстиции, моде и вреде американской культуры. Только вот единственная предлагаемая альтернатива у нас с вами – запретить, не разрешить, не пропустить. В результате того, что мы НИЧЕГО не предлагаем – или предлагаем нечто слабое и невнятное, вместо мониторинга социальных проблемы мы получаем тексты-фобии. Они хорошо рекламируют своих авторов, которые собирают большие аудитории на лекции, они хорошо продают книги, мамочки в священном трепете слушают лозунги «У нас будут отбирать наших детей!» и готовы верить каждому слову.
Как идти дальше – решать нам. Если нам нужны тиражи, аудитории и завороженные адепты-слушатели – надо продолжать в том же русле, будем писать тексты-фобии, книги-фобии, пугать аудиторию, которая будет платить за наши книги и лекции. Но уверена, что все мы здесь собравшиеся, по-настоящему болеем душой именно за то, каким будет наше общество, и что наша главная цель – изменение общества к лучшему. Поэтому нам пора переходить от обличения к созиданию.
Сериал Школа появился на ТВ только потому, что ни один православный режиссер не сделал такого фильма, который бы с открытым ртом смотрела подростковая аудитория, и который бы задавал верные модели поведения. Был бы хоть один такой фильм, возможно, что и сериал для подростков доверили бы этому режиссеру.
Есть радостные примеры. Скажем, журнал Виноград более, чем успешно заполнил нишу педагогического журнала – для школьных учителей. Поднимаются насущные проблемы, дается море материала в помощь учителю – и журнал расходится так, что в редакции нет лишних номеров. Люди нашли важное пустующее место и прекрасно, со вкусом, ответственно подойдя к оформлению и содержанию, сделали продукт, нужный учителям.
Протодиакон Андрей Кураев за полгода написал учебник «Основ православной культуры» такой, что им зачитываются и атеистически настроенные преподаватели – настолько живо, вкусно и интересно написан текст.
Где православный журнал о человеческих взаимоотношениях и семье, который бы мог конкурировать с Космополитеном? Как помочь журналу «Наследник» серьезно потеснить молодежный глянец?
Мы против введения «полового воспитания» в школе, но ведь одна подписанная международная конвенция – и этот предмет станет обязательным. Где наш учебник по «Основам семейной жизни», который бы говорил о семье, о роли мужа и жены в семье, о дружбе, о любви, о влюбленности, о детях. Надо уже сейчас написать такой учебник с наших позиций, но так качественно, чтобы Министерство Образования именно его рекомендовало бы его в качестве основного.
Нам предстоит секция по проблеме ювенальной юстиции. И вот я сразу предлагаю воспользоваться этим уникальным шансом того, что мы собрались все вместе, и вместо того, чтобы ругать депутатов, давайте разработаем свой законопроект. Перед нами стоят два вопроса – как реабилитировать 16-летнего подростка, у которого отец пьет, мать пьет, он с 10 лет в подворотне, и вот совершил преступление. Какие конкретные меры мы предложим, чтобы вернуть его в общество полноценным человеком? Сегодня звучали слова о том, что 16-летними подростками манипулируют преступные группировки, рассказывалось о мальчишках, которые к 18 годам успели совершить несколько сотен преступлений. Как положить этому конец, как сделать так, чтобы дети не становились марионетками преступного мира? Как не потерять ребенка для общества. Как его реабилитировать?
Как решить проблему того, если ребенка дома систематически избивают, насилуют, морят голодом – что мы можем предложить, чтобы это установить вовремя, защитить ребенка и помочь родителям. Где будем проводить границу между семьями, где дети постятся, и семьями где детей не кормят, как мы можем ответить на эти вопросы. Давайте напишем убедительный документ и будем добиваться его принятия.
Мы должны идти на опережение. Вспомним, как было с реформой вузовского образования – ведущие вузы до последнего противились введению ЕГЭ и бакалавриата-магистратуры. Однако один подписанный государством документ может сделать все попытки противостояния бессмысленными. Если завтра половое воспитание или ювенальная юстиция станут необходимыми государству, у нас должен быть безупречный, взвешенный, грамотный текст, предусматривающий все тонкости и составленный в соответствии с традиционным пониманием ценностей. На то, чтобы именно этот текст лег в основу принимаемых законов и учебных программ и нужно пустить те силы, которые сегодня мы расходуем только на обличение.
Портал «Правмир» готов предоставить площадку для обсуждения, публикации и продвижения всех конструктивных идей, программ и предложений.
Сегодня недостаточно обличать. Если мы не предложим качественной, конструктивной альтернативы, то мы проиграли.