Научилась шить, а теперь преподаю
Мы встретились с Галиной в швейном коворкинге. Она пришла чуть больше года назад сюда, на адаптивную фабрику, чтобы восстановить давно полученные навыки шитья и научиться чему-то новому. Оказалась среди слышащих студентов и позже, когда собралась группа глухих, переходить не стала. А потом начался карантин, все занятия перенесли в онлайн. Из студентов двух групп обучение удалось закончить только Галине.
— Думаю, все дело в ее характере, — говорит руководитель проекта Елена Сухина. — Помогла серьезная мотивация. Ну и, конечно, хорошо, что дома есть швейная машинка и компьютер.
С Галей мы разговариваем с помощью Галины Нищук, переводчика русского жестового языка из Новосибирской общественной организации Всероссийского общества глухих.
— Учиться онлайн было трудно, — признается Галя. — Нужно было сшить брюки, хотелось все увидеть в подробностях, разобраться в деталях, но у нас все получилось через видео и в переписке. Даже субтитров на видео не было. Но мне было очень важно не бросить на полпути.
Сейчас Галина приходит в «Моду равных» два-три раза в неделю. Она куратор направления пошива одежды и вещей домашнего обихода.
— Мне хочется и самой шить, и кого-нибудь этому научить. Хорошо бы одного-двух человек, которые не слышат.
В разговор тут же включается Елена:
— А что нам мешает? Давайте прямо сейчас запишем видео, пригласим к нам на обучение.
Набрасывают на листочке текст, Галина репетирует и повторяет его на камеру, чтобы выложить ролик в соцсетях проекта. В первые же дни откликнулись две девушки, но всерьез учиться собралась одна. Галина планирует вести занятия через видеосвязь в WhatsApp, иногда встречаться в коворкинге.
А пока она вместе с Инной и Верой, кураторами «Адаптивной фабрики», шьет постельное белье для новосибирцев-колясочников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
— Здорово бы выучить жестовый язык. Легче будет общаться, — произносит Инна и пишет на листочке.
Галина улыбается и тут же показывает несколько жестов. Инна повторяет и с восторгом переспрашивает:
— Вот так, да? Получается?
Добавляет уже для меня:
— Вера с Галей, мне кажется, научились общаться взглядом. Понимают друг друга на каком-то особом уровне. Я так пока не могу. Нужно учить язык.
Галина садится за машинку и начинает подшивать простыню. Через несколько дней готовые комплекты отправятся тем, кому они сейчас особенно нужны.
— Каждый комплект шью с любовью, уверена, что это обеспечит их получателям приятный крепкий сон. Мне важно помогать и важно, чтобы людям было комфортно.
Елена добавляет:
— Одна женщина, получая от нас белье, сказала: «Когда ты большую часть времени находишься в постели, новый комплект для тебя — как новое платье».
Русский язык для меня как иностранный
Галина родилась в Красноярске в семье глухих: ее родители и старшая сестра не слышат. Поэтому долгое время она не осознавала, что чем-то отличается от детей, живущих по соседству. Да это и не мешало ей играть с девочками на площадке.
Потом был детский сад для глухих, школа-интернат. С детства Галина рисовала акварелью, шила, вязала. В школе начала играть в волейбол, да так хорошо, что вместе с командой дважды ездила на чемпионат России. Один раз вернулась с победой.
С учителями в школе повезло. Они мотивировали детей учиться дальше. Слышащие педагоги прекрасно владели жестовым языком, так что детям было все понятно. Самой строгой была учительница русского языка в старших классах, Лариса Александровна. Она много рассказывала, задавала вопросы, было тяжело выполнять ее требования.
Русский язык для глухого человека — все равно что иностранный, говорит Галина. Но владеть им нужно в совершенстве, ведь это единственный надежный способ связи со слышащими людьми. Научиться писать, пусть даже с незначительными грамматическими ошибками, но так, чтобы тебя поняли — вот что было главной целью.
Боюсь, что болезнь вернется
Все учителя твердили: надо получать высшее образование. Лучше всего — в Институте социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета. И Галина вместе с одноклассниками поехала в Новосибирск.
— Мама расстроилась, что я уеду далеко, в другой город, — вспоминает Галина. — А мне было все интересно. Я вообще была очень активной, стремилась к новой, взрослой жизни. Хотя была наслышана о том, что случается в общежитии, и это настораживало. Помогло то, что рядом были друзья, земляки.
Галина поступила на отделение декоративно-прикладного искусства, стала художником.
Почти сразу начала работать по специальности: принимала заказы на декорирование детской мебели, часов.
Налаженная жизнь сломалась из-за болезни: у Галины обнаружили аномалию Арнольда — Киари I типа — смещение задних структур мозга. Постоянные головные боли, слабость, ограниченность движений. Бывали дни, когда не хватало сил встать с кровати. Совершенно опускались руки. Но в какой-то момент терапия помогла.
— Я 10 лет боролась с болезнью, — говорит Галина. — До сих пор мне иногда страшно, что она вернется.
Хотела, чтобы дочь родилась слышащей
— Семнадцать лет назад на олимпиаде по русскому языку я познакомилась с девочкой Галей из Новосибирска. Позже Галя приехала в Красноярск на соревнования по волейболу. В команде был ее друг Алексей, тоже неслышащий. Мы познакомились, пообщались, но интереса он у меня не вызвал. Алеша написал мне письмо, но мне это было безразлично.
Второй раз Алексей и Галина встретились в НГТУ: она поступила на первый курс, а знакомый учился на четвертом. Тоже в Институте социальных технологий, только на программиста.
— Мы столкнулись в общежитии, узнали друг друга, стали общаться. Спустя всего месяц, в День студенчества, 4 октября Алеша предложил мне руку и сердце. Я, конечно, отказала. Но… очень быстро стала его ревновать. Так начался наш роман. Он звал замуж, я отказывалась. А потом позвала его сама. Он не ожидал! В 2013 году мы поженились, — с улыбкой вспоминает Галина.
В 2017 году у супругов родилась дочка Амелия.
— До последнего момента я надеялась, что моя девочка будет слышать! У меня слышащие племянники, так что шанс был. Но уже в роддоме стало понятно, что этого не произошло. Я плакала, Алеша меня утешал. Говорил, что мы тоже глухие, но ведь можем все. И невозможное становится возможным, — говорит она.
Как и Галина в детстве, Амелия пока не понимает разницы между слышащими и глухими людьми. Она очень непосредственная, не стесняется первой заговорить на жестовом языке.
Отучившись заочно шесть лет в Новосибирском педуниверситете, Галя стала педагогом-дефектологом. Она думает о том, как было бы здорово работать с глухими детьми.
— В детском саду, куда ходит моя дочь Амелия, детей жестовому языку обучают слабо. Я считаю, что мы, родители, сами должны учить ему своего ребенка. Педагоги садика жестовым языком не очень владеют, воспитатели общаются с детьми бытовыми жестами, дактильными буквами и цифрами. Мне хотелось бы, чтобы педагоги и воспитатели учились жестовому языку у глухих родителей или прошли обучение в другом месте. Я думала о том, чтобы устроиться в садик воспитателем, но с ребятишками трудно, пока опасаюсь за свое здоровье.
Хотя небольшой опыт преподавания у Галины есть. Пару лет назад она стала репетитором двух глухих мальчиков в семье слышащих родителей. Обучала детей и взрослых жестовому языку, с одним из мальчиков занималась математикой, работала над расширением словарного запаса. А вот со вторым так и не удалось наладить зрительный контакт. Но основы жестового языка семья все же выучила.
Деньги копить научилась в пять лет
Галина и Алексей за четыре года заработали на собственную однокомнатную квартиру. Алексей работал монтажником окон, Галина — швеей на частной фабрике. Две трети суммы собрали своими силами, треть внесли родители мужа. За год удалось закрыть этот долг. С фабрики, правда, через четыре года пришлось уйти — подвело здоровье.
Секретом финансового успеха Галина считает свое умение копить деньги. Смеясь, она вспоминает, как в пять лет побежала вперед мамы купить хлеб. Осталась сдача, которую девочка положила в конверт. С того момента она поняла, как важно уметь копить деньги. Просила небольшие суммы у мамы, чтобы добавить к своим накоплениям, и мама ее поддерживала.
Благодаря накоплениям на третьем курсе побывала с друзьями в Европе. На автобусе проехали по Белоруссии, Польше, Германии, главным городам Италии: Венеции, Неаполю, Риму, Флоренции. Приехали, чтобы изучать искусство и архитектуру, нужные им для учебы. Путешествовать любят и с мужем: ездили на Алтай, в Крым. Сегодняшняя цель — накопить на машину. Надеются, что это позволит им расширить географию поездок.
Сейчас Алексей — директор НКО «Центр поддержки людей с нарушением слуха «Рост личности», известный влогер, автор музейного проекта «Жестовый код» и курса финансовой грамотности для глухих.
Красота как путь к внутренней силе
«Ты можешь победить в конкурсе красоты», — сказала свекровь. Галина удивилась, засомневалась, но решила попробовать.
Первый конкурс «Тихая красота» прошел в Новосибирске в апреле 2019 года. Дочь была еще совсем маленькой, поэтому участие Галя отложила на год. Из-за пандемии мероприятие перенесли с весны на осень, и в октябре 2020-го она стала «Миссис Тихая красота».
Из сорока участниц от 19 до 67 лет в трех возрастных категориях претенденток на звание Миссис было больше всего — почти 20 человек. Девушки учились искусству дефиле, подбирали наряды, прическу и макияж.
— Перед конкурсом нам рассказывали: чтобы завоевать корону, необязательно быть красавицей. Естественность, красивая походка, целостный образ намного важнее. Поэтому я училась правильно ходить, и у меня получалось лучше всех. С одной стороны, мы с другими участницами чувствовали конкуренцию. С другой — я помогала другим научиться правильному дефиле.
Я с самого начала настраивалась на победу, — продолжает Галина. — Работала со стилистом, тщательно подбирала платье, обувь, серьги. Но в последний момент вера в собственные силы пропала. Я увидела один из номеров: девушка танцевала в таком красивом платье. Подумала, что мне уже не победить. Может, стану вице-миссис, первой или второй. Объявили фамилии вице-мисс, и я уже решила, что для меня среди них нет места. Даже муж так подумал, отвлекся на смартфон. Когда переводчик объявил имя победительницы, я подумала, что сначала идет фамилия. И только потом поняла: это же мое имя, Галина! Свекровь толкала сына: твоя жена заслужила корону! А он в первый момент не поверил. Я уже шла на центральное место, а он побежал ко мне с букетом.
— Что вам дал этот конкурс?
— Он вернул мне уверенность в себе. Раньше, еще до болезни, я была очень активной, любила приключения, адреналин. Потом стала очень неуверенной, нерешительной. Перед конкурсом поняла, что очень боюсь выходить на публику. Но поборола свой страх. Получается, что победа в конкурсе — это моя победа над своей слабостью, а не над другими участницами.