Где делались мультфильмы в советские времена, знают, практически все – на «Союзмультфильме» и еще нескольких крупных студиях. Многие из этих студий канули в лету, а сам «Союзмультфильм» по мнению многих мастеров анимации «погиб безвозвратно».
И что же? России остались лишь воспоминания о «золотом веке» отечественной мультипликации и образцы западного искусства?..
Вовсе нет. В России есть анимация. Что она из себя представляет, где производится и как можно ее увидеть, рассказывает анимационный и театральный критик, программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов Дина Годер.
Дина Годер
В 1988 году окончила театроведческий факультет ГИТИСа (сейчас РАТИ) по специальности «театроведение и театральная критика», курс И. Н. Соловьевой. Работала в журналах «Театральная жизнь», «Театр», «Итоги», «Еженедельный журнал». С 2007 года – театральный обозреватель газеты «Время новостей». Руководитель и преподаватель Школы культурной журналистики (Петербургский фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ»). Программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов.
— Часто можно услышать, что с отечественной анимацией все плохо?
— Если не считать последнего падения, все не так плохо. Конечно, в год у нас сейчас выпускается меньше фильмов, чем до перестройки, когда работа шла на мощных студиях. Но хорошие фильмы появляются.
Однако мы сильно отстаем в техническом плане, и это особенно видно на международных фестивалях. Например, во всем мире 3D-компьютерная анимация уже давно стало обыденным явлением, а у нас мало снимают в этом формате. А то, что снимают – редко хорошего качества. Потому, что для этого нужны сложные, дорогие программы.
К тому же мало где специально учат новым технологиям, люди как-то сами до всего доходят.
Да и по манере мышления наши аниматоры очень архаичны, чаще склонны к детской мультипликации. А во всем мире авторская анимация — никогда не детская…
— Сегодня иногда трудно понять, где авторская анимация, где – нет.
— Во всем мире довольно жесткое разделение: авторское — все, что делается как одиночный, штучный, разовый продукт.
И часто мультипликационное авторское кино бывает авторским в полном смысле: режиссер, сценарист и художник – один человек.
Коммерческим считается либо полнометражный мультфильм, предназначенный для широкого проката (хотя полный метр бывает и авторским), либо сериал, либо заказная анимация – реклама, образовательные игры и так далее.
Не вижу причин, почему бы не делить у нас по какому-то другому принципу.
Кстати, финансово коммерческое и авторское кино на Западе отличаются. Там государство деньги выделяет как раз на авторские фильмы. У нас – дает (или не дает) деньги и для авторского, и для коммерческого.
И если кому-то денег не дает – вовсе не потому, что автор собирается производить штучный, или наоборот – массовый продукт. Просто этому человеку не повезло. И он достает деньги какими-то своими путями – либо спонсоров находит, либо сидит голодает, работает где-то еще, все деньги от своей основной работы вкладывая в производство авторского фильма.
— Качество авторской анимации страдает от недостатка средств?
— Не сильно. Страдает только личная жизнь режиссера, который ее снимает: значит, он просто ест меньше.
А снимает он настоящее авторское кино все равно так, как хочет снимать. Забыв про ночной сон, поскольку нет возможности взять себе в помощь аниматора.
Сегодня, правда, такое и на заказных работах бывает. Вот, например, режиссер Сергей Гордеев снимал один из последних фильмов «Горы самоцветов» дома, вместе с женой. Возможности нанять помощника, исходя из отпущенного бюджета, не было. И для той суммы, которая у него была – он снял очень хорошее кино – «Проделки лиса».
Для того чтобы один человек сделал фильм, ему нужно гораздо больше времени, чем когда он снимает командой. А сроки сдачи ему никто не увеличивает.
Иногда в условиях такой бедности происходят какие-то изобретения – «голь на выдумки хитра». Человек что-то изобретает, упрощающее ему жизнь, придумывает особо лаконичные решения, которые потом считаются невероятной находкой. А было придумано – от бедности.
Сито для финансирования
— Есть мнение, что система государственного финансирования не полезна: средства получают и бездарности…
— В идеале я за то, чтобы всех финансировали. Пусть все будут счастливы, пусть у всех будет возможность творческого самовыражения.
Но в реальной ситуации, когда денег мало и надо решать, кому давать, кому не давать, нужно иметь очень внятную сетку отбора. Некое сито. Сквозь него должно проходить, как это принято везде, дебютное кино (надо дать возможность человеку попробовать), а также заявки людей, которые себя хоть как-то зарекомендовали в анимации.
У нас эта система не работает. Человеку могут выделить средства, он сделает на них ужасное произведение, которое смотреть нельзя. Продюсер отчитается в Госкино и засунет «шедевр» под матрас, чтоб его больше никто никогда не видел. Автору такого произведения вновь могут дать денег, а затем – и в третий, и в четвертый раз, если у него хороший продюсер, умеющий выбивать средства.
Не имеющий такого продюсера талантливый аниматор, снимающий картины, которые с успехом идут на фестивалях, чаще будет работать в свое удовольствие за собственные деньги.
— Вы сказали — авторская анимация чаще — не детская. Разве ребенок не может смотреть авторскую?
— Человек делает, что его волнует. Это как поэзия. Прочитать текст способен всякий. А вот понять… Анимация – точно такое же искусство.
Есть вещи сложные, есть – социально ориентированные, политические, эротические – не всякому это надо смотреть. Есть фильмы сродни абстрактному искусству – бессюжетные, связанные только с движением линий. Правда, в отечественной анимации бессюжетных фильмов почти нет.
В 90-е годы анимации в России вообще было мало, тем более – детской. Денег никто не давал, заказов не было, и те штучные фильмы, которые снимались, люди делали совсем для себя. В итоге появлялось тяжелое мрачное кино, вполне отражающее умонастроение тех лет. Вот его, например, для чего смотреть детям?
— В СССР были крупные студии – «Союзмультфильм», «Киевнаучфильм»… А сейчас?
— Сейчас – много студий.
В Москве есть студия «Пилот» (это «Гора самоцветов» и много других интересных мультфильмов), есть студия «Анимос», где много снимают кукольных мультфильмов, но не только их. На студии «Даго» свои фильмы снимал Александр Петров, там работает прекрасный режиссер Алексей Демин. Интересные фильмы делаются на студиях «Центрнаучфильм», «Мастерфильм» – там практически все свои фильмы снимает Иван Максимов. Из студии «Метроном Фильм» вышли «Колыбельные мира», мини-сериал по рассказам Юрия Коваля «Круглый год», сейчас там снимается мультипликационный сериал «Везуха».
Его продюсеру Арсену Готлибу в голову пришла остроумная мысль, что огромное количество детских рассказов разных современных детских писателей укладывается в парадигму истории про маму, папу, ребенка и собаку. И вот такая семья стала героями мультфильмов, а в основе сценария легли рассказы разных детских писателей.
На «Анимаккорде» снимаются серии «Маши и Медведя». Есть «Аквариус фильм», где Ирина Литманович сняла ностальгический «Домашний романс».
В Питере – две основные студии – «Петербург» (оттуда родом «Смешарики») и «Мельница», где работает Константин Бронзит, и где делаются полнометражные фильмы.
В Екатеринбурге, где всегда была хорошая анимационная традиция, огромное количество прекрасных режиссеров. У них студия «А-фильм», студия «Снега», плюс еще новые студии.
Кроме того в разных городах есть студии, где, скажем, снимают рекламную анимацию. Много анимации и в Интернете, причем самого разного уровня – и профессионального, и любительского.
— А как дела с «Союзмультфильмом» — той части, которая после разделения продолжает что-то снимать?
— На самом деле жизни там практически нет. За 90-е годы на студии произошло так много склок, судов и драк, что большинство аниматоров просто не смогло там работать.
Правда, сейчас, в связи с государственными вливаниями, надеюсь, «Союзмультфильм» как-то реанимируется.
Фабрика мультфильмов
— Коммерческая мультипликация часто ассоциируется с чем-то не очень качественным…
— По вполне понятной причине. Для того чтобы снимать коммерческое кино – полнометражный мультфильм или сериал – нужна опора на сильную студию, оснащенную, с большим количеством людей. Это должно быть поточное производство, как конвейер: когда все знают, что делать, все происходит четко и грамотно.
У нас единственная студия подобного рода, которая производит «Смешариков». «Смешарики» – это сотни серий. Другие – снимают ручным штучным способом.
Но с вами никакой серьезный кинопродюсер, тем более западный, просто не будет разговаривать, если вы ему не дадите пакет хотя бы из 104 серий. В этом смысле, то, что мы считаем советскими сериалами – например «Ну, погоди!», на Западе воспринимают просто как несколько авторских фильмов.
Для чего существует сериал? Чтобы его показывать в телевизионной сетке. Значит, самый скромный вариант – один раз в неделю. Для этого необходимо 52 серии в год. Если меньше – никто не купит.
Плюс обязательно очень жесткие требования к размерам серии, которые сейчас появились и у нас. Серия должна быть кратна 26. То есть это может быть 26-минутный фильм, 13-минутный, 6- и 3-минутный.
Так, 3-минутными делались «Колыбельные мира». 13-минутные – это все наши сказки «Горы самоцветов» с тех пор, как они стали работать в телевизионном режиме.
Хотя такая вещь, как «Гора самоцветов» опять же нигде в мире не называется сериалом. Потому, что сериал – это сквозной герой, сквозной сюжет, сквозная тема, единый художник, единое изобразительное решение. Только режиссеры серий могут быть разными.
— Качество не страдает от «фабричности»?
— Качество – упрощенное, потому, что серий снимают очень много. Есть сериалы, которые снимают, как телевизионные «мыльные оперы» – серия в день.
Понятно, что никакую настоящую анимацию в таком объеме не сделаешь. Это или простые рисунки, или какие-то вещи, связанные с motion capture – когда актеров обвешивают датчиками, потом на основании живого движения, рисуют. Или есть упрощенная технология, связанная с флэш-анимацией.
Если мы посмотрим восточные сериалы – Китая, Кореи, Гонконга, Японии, – у них там как раз существуют «заводы», на которых работает огромное количество народу. И они выпускают сотни и тысячи серий. Естественно, упрощенных.
Если посмотреть на картинки, герой бежит, вокруг меняется фон, руки-ноги шевелятся, а лицо – нет.
У нас так не снимают, да и «заводов» нет. Сейчас обсуждается, что нужно построить цеха, и научить людей там работать, чтобы студиям, режиссерам, сценаристам было бы где заказывать коммерческое кино.
— Захочет зритель, насмотревшись продукции «фабрики», потреблять что-то более качественное, ту же «Гору самоцветов»?
— С чего это вдруг не захочет? Люди и у нас, и на Западе иногда ходят в музей и смотрят Веласкеса, а иногда – вот такие примитивные мультфильмы.
Я не думаю, что это может существенно влиять на их вкус и умение мыслить.
— Однако дети, привыкшие к таким мультфильмам, уже не воспринимают классику мультипликации — ни отечественную, ни зарубежную…
— Я думаю, это связанно не столько с качеством, сколько с темпом.
Сегодняшняя жизнь – другая, она задает темп и анимационным фильмам. Отсюда — частая смена кадров, более динамичные движения персонажей. Дети привыкают впитывать большее количество информации за меньшее время. Им уже труднее смотреть «медленные» мультфильмы.
И здесь уже все зависит от родителей. Если они хотят, чтобы ребенок потреблял и другое, они ему должны показывать разное.
И вообще все хорошо в меру. Есть яйца не вредно, но если есть ТОЛЬКО яйца, то ничего хорошего из этого не выйдет.
— Анимация для детей должна воспитывать?
— Лично я считаю, что прямолинейный дидактизм – это плохо. Но, разумеется, хорошее кино, как любое хорошее искусство, влияет на становление вкуса, мировосприятия ребенка. А вот насчет того, должно оно воспитывать – не должно… Родители должны воспитывать! А остальное – как сложится.
Здесь опять же – выбор родителей. Некоторые позволяют смотреть все, считая, что ребенок сам выберет. Но это не значит, что их дети становятся от этого хуже. А другие – очень жестко контролируют детей, дают 4-х летним смотреть фильмы только для 4-х летних, мотивируя, что «если мой ребенок посмотрит мультфильм для 6-летних – он свихнется или будет плохо себя вести». Что ж, может быть, и так…
— Однако «в телевизоре» особо «разного» не встретить – в лучшем случае натыкаешься на «Смешариков» или «Машу и Медведя».
— Не могу сказать, что «Машу и Медведя» я очень люблю. Там, на мой взгляд, плохой дизайн. Одновременно – неплохие сценарии, хорошая режиссура и потрясающая анимация – то есть «оживление» героев.
В «Смешариках» – остроумные, интересные сценарии, но очень упрощенное изображение. В свое время создателям сериала психологи сказали, что детям как раз это нужно. Мне кажется, что это не совсем верно. Однако дети – любят «Смешариков».
— Некоторые сценарии «Смешариков» понятны только взрослым…
— Сценаристы берут большой возрастной разброс, где для каждого возраста есть интересный момент. Малыши понимают свое, дети постарше – свое, и взрослым – интересно.
Авторы сценария в работе делают то, что им самим интересно, они часто вставляют намеки на сцены из известных художественных фильмов, играют со словом и со смыслом.
Рассказывают, что один из сценаристов сериала Алексей Лебедев как-то сказал: «В «Смешариках» я могу рассказать, о чем угодно». Недоверчивые на спор предложили – сделай про продажную любовь. В итоге появился мультфильм «Горы и конфеты».
Остроумен и «Ежик в туманности», посвященный Юрию Борисовичу Норштейну.
— Вы как-то говорили, что «Смешарики» издают свою фирменную продукцию, чтоб развиваться дальше, а сами мультфильмы особо прибыли не приносят?
— Насколько я знаю, телевидение им особо не платит за показ серий, хотя во всем мире аниматоры живут за счет телевидения. У нас телевидение не любит расставаться с деньгами, оно платит, как говорил Татарский, по цене стоптанных чулок. То есть – спасибо, что не просят, чтобы им приплатили.
Видимо, создатели «Смешариков» решили, что показ по ТВ будут расценивать как рекламу, и живут на мерчандайзинг – на сырки, книжки, учебники и так далее.
Но там очень амбициозный и толковый продюсер Илья Попов, я уже не говорю о потрясающем художественном руководителе Анатолии Прохорове. В производство первых серий он вложил свои деньги. Как только появился доход, он стал его вкладывать в развитие производства, а не в свою красивую жизнь. Поэтому оно так расширялось, хотя прибыли в прямом понимании не было.
Сейчас они начали снимать «Смешариков» в 3D, снимают полный метр – пытаются идти в ногу со временем. Они молодцы, все время стараются делать что-то новое.
Про пожаротушение
— Сейчас редко снимаются мультфильмы в формате, к которому мы привыкли с детства, – отдельные небольшие мультфильмы? Кругом – сериалы.
— На всех студиях, о которых я говорила, их снимают в достаточных количествах. Просто часто их затем объединяют в циклы.
Например, та же «Гора самоцветов». Мультфильмы по сказкам народов России снимают как раз в традициях «Союзмультфильма». Отличие только в сегодняшнем формате – 13 минут.
На студии «Анимос» есть интересные циклы, состоящие из отдельных авторских фильмов, например, «Русская классика для детей». На этой студии известный режиссер-кукольник Мария Муат сняла прекрасный кукольный фильм по мотивам рассказа А. Толстого «Желтухин». Она сделала фильм и по «Старосветским помещикам», а сейчас вот сняла «Метель» Пушкина.
— Вернемся к вопросу выбора. Где увидеть современную анимацию?
— Это одна из главных проблем, поскольку у нас отсутствует система проката анимации. Хотя если человек очень хочет – он найдет.
Во–первых, многое есть в Интернете. Но здесь надо знать, что искать. По настоящему интересующиеся анимацией люди смотрят, например, программу Суздальского фестиваля. Кто победил? А кто попал в 20 лучших? И по названию ищут.
Но мы не можем требовать от людей, чтобы все они были фанатами мультипликации…
Увидеть новинки мультипликации можно на фестивалях: на профессиональном Российском фестивале анимации в Суздале, на международном фестивале «КРОК», на православном кинофестивале «Лучезарный ангел», где есть анимационная часть. На питерском кинофестивале «Послание к человеку» тоже существует большая анимационная секция.
Московский Большой Фестиваль Мультфильмов, программным директором которого я являюсь, каждый год отправляется в путешествие по регионам и показывает новинки анимации в Красноярске, Воронеже, Норильске…
Большой Фестиваль Мультфильмов — один из самых крупных международных смотров анимации в России. Ежегодно БФМ открывается 28 октября в Международный день анимации в Москве и в течение года проходит в нескольких российских городах.
Фестиваль вырос из еженедельной программы «Мультфильмы по выходным», которая проходила с октября 2006 года.
За четыре года в фестивале приняли участие более 1200 фильмов со всего мира, фестивальные программы только в Москве посмотрели более 50000 человек.
— Появляющиеся отечественные полнометражные мультфильмы можно увидеть в кинотеатрах. Только вот не очень хочется…
— Ну да, дело плохо от отсутствия той фабрики, о которой я говорила.
Если на студии «Дисней» полнометражные фильмы выходят каждый год, это не значит, что их снимают за год. Это значит, что работа над картиной, которая вышла в прокат сегодня, началась пять лет назад. Сначала время было выделено на написание сценария, разработку персонажей и так далее.
А фильмы выходят каждый год, потому что в тот момент, когда только замышляется один проект, другой – находится на этапе более сложной разработки, третий – проходит этап раскадровки, над четвертым работают аниматоры, пятый – уже проходит пост-продакшн.
У нас же как в том анекдоте про китайца: картошку посадил и тут же выкопал. А почему? А потому что кушать очень хочется. Деньги на фильм выделяют, и ты должен в этом же году за них отчитаться готовым изделием. Как хочешь, так и бейся.
Помню, Константин Бронзит, который был режиссером первого фильма из богатырской трилогии «Алеша Попович и Тугарин Змей», говорил мне, что это были не съемки фильма, а – пожаротушение. То одного не хватает, то другого, то оказывается, что сценарий поменяли и сюжетные концы с концами не сходятся.
Таким образом даже очень хороший режиссер не сможет сделать хороший фильм. С тех пор Бронзит отказывается от подобных предложений. Он сказал: «Хорошо, что примерно в то время я снял «Кота и Лису» для «Горы самоцветов» – это моя реабилитация».
Да и продюсеры теперь, чтобы не иметь тех проблем, которые в данной ситуации доставляет им опытный мастер, в полнометражные фильмы берут никому не известных режиссеров – людей, которыми можно управлять. А зритель получает результаты этой деятельности.
— Раньше «кузницей кадров» был «Союзмультфильм». Позднее – чуть ли не каждый опытный режиссер – выходец из «Пилота». Где сегодня учат по-настоящему делать мультфильмы?
— Вокруг Татарского, пока он был жив, очень много всего крутилось. Режиссеры считали за честь прийти, немного поработать, повариться в этой прекрасной творческой атмосфере. Но, конечно, это был не тот объем, что «Союзмультфильм» – студия просто намного меньше.
Во времена «Союзмультфильма» многие люди аниматорскому мастерству ни в каких учебных заведениях не учились, они приходили на студию, работали как подмастерья и постепенно росли.
Сегодня у нас много мест, где можно получить профессиональное обучение. Есть ВГИК с анимационным отделением, есть школа–студия «Шар», есть частные киношколы.
На образование в области анимации существует спрос. В частности потому, что человек, который умеет рисовать и «оживлять», может делать и компьютерные игры, и разнообразную анимацию в Интернете, и так далее.
Если у человека нет идеи снимать авторское, а он просто хочет зарабатывать деньги – этим заработать можно, мне кажется.
— Школ много, а новых мастеров массово не появляется.
— Профессиональное образование таланта не дает. Оно дает умение. Дальше зависит от того, кого в эти учебные заведения принимают. Надо правильных людей отбирать, правильные будут на выпуске.
Вообще я не сторонник теории вырождения нации. Просто идет размежевание, разделение полюсов. Раньше все были умеренно-интеллигентные. Средние. А теперь люди, обнаружив возможность получить разностороннее образование, взяли его по полной программе. Но зато тот, кто не хочет, уже не знает ничего.
Что касается анимации, как раз появляются хорошие интересные мастера. Например, в школе – студии «Шар» у интересных, интеллигентных преподавателей Алексея Демина и Ивана Максимова ученики – умные, интеллигентные люди, иногда имеющие не одно высшее образование за плечами.
Закончившая школу-студию «Шар» Анастасия Журавлева, которая перед этим закончила филологию РГГУ, в свое время сделала фильм «Осторожно, двери открываются!» про московское метро с использованием пуговиц, застежек, который показывали на множестве фестивалей. Среди выпускников этой школы-студии – такие яркие аниматоры, как Ирина Литманович, Леонид Шмельков…
Так что стенания по поводу того, что российская анимация закончилась с исчезновением советского «Союзмультфильма», не имеют под собой никакой основы. Она продолжает развиваться…
Читайте также:
Воспитание мультфильмами Инна Карпова Спросите детей: что они любят больше всего? Где-нибудь между мороженым и катанием на самокате вам обязательно назовут мультики. По существу лучшие отечественные мультфильмы — это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. |