Что усложнит единая программа? Директор школы Константин Гуреев
«С единой программой станет только сложнее»
— Что изменится для школ с 1 сентября 2023 года, когда они перейдут на Федеральную общеобразовательную программу, где почти по каждому предмету будет по одному учебнику?
— Сузится поле для деятельности. Причем не только для учителя, но и для ученика.
В нашем коллективе большинство педагогов склоняется к тому, что [единая программа] их деятельность зажимает в определенные рамки. Часть думает — ну дали нам инструкцию, будем по ней жить. И такое есть. Поэтому я не могу сказать, что мнение об этих изменениях у всех учителей однозначное.
— А что значит «в рамки зажимает»? Почему учитель не может взять свои материалы и принести на урок. Так же всегда делали, даже в советской школе.
— Так и будет.
Но раньше мы учились по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Федеральная образовательная программа ему не противоречит. Но ФГОС дает достаточно широкие рамки для школ. И в этом смысле не было никаких источников напряжения. А вот когда все учатся по одной программе, по одним лекалам — то многие заявленные нормы стандарта будет выполнять труднее.
И здесь важно понять замысел авторов федеральной программы. Если она ориентирована на образовательный результат — это один подход. А если на процесс — совсем другой.
Мы все-таки всегда деятельность ориентируем на результат. Если по результатам у нас происходят сбои, то тогда заходите к нам и смотрите, по каким технологиям мы работаем.
А если важно, чтобы все однообразно учились — тогда это другой подход. И если вести урок строго по федеральному образовательному стандарту (ФГОС), то это значительно сужает вариативность действий и учителя, и самих учеников.
Что касается учебников — для кого-то будет трудно перестроиться. Допустим, начальные классы учились по системе развивающего обучения (его предполагают две программы — Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. — Примеч. ред.). А теперь детей нужно будет обучать по «Школе России» — это [другая программа, работать с ней будет] на порядок сложнее.
— Сторонники единой программы и учебников говорили, что детям будет удобнее — переехал из Красноярска в Москву, а в школе все так же.
— Логика понятна. Те же ОГЭ, ЕГЭ тоже в этой логике создавались, чтобы вне зависимости от места учебы ребенок мог поступить в те вузы и колледжи в стране, которые ему интересны. Замысел правильный.
Только надо понять, чем мы оперируем — каким был процесс обучения или каких ребенок достиг образовательных результатов. Если второе — ребенок показывает, чего он достиг. И куда бы он ни перешел, понимает, что уже получил знания. А если нет — надо разбираться с его школой.
«Новых учебников мы еще не видели»
— Раньше в начальной школе можно было преподавать по 10 разным программам.
— И под каждую программу был свой набор учебников. Сейчас все сводится к единому учебнику и единой программе. По крайней мере, в начальной школе и в 5-6-м классах.
Мы пока не понимаем, что будет с 7, 8, 9-м классами, тем более — с 10–11-м классами. Там, скорее всего, останутся разные варианты (прежними учебниками можно будет пользоваться на протяжении переходного периода в пять лет. — Примеч. ред.).
Но с 1-го по 6-й классы все должны будут учиться по единым учебникам. Мы заказали их.
Такая же ситуация была и в прошлом году, но речь шла про 1-й и 5-й класс только. Учебников так и не поступило. Поступят ли они в этом году? Пока вроде все предпосылки есть, что поступят. Но мы их еще не видели.
— Правильно понимаю, что учебников нет, а правила есть?
— Ну да. Идет к тому, что все должны играть по единым правилам. Мне кажется, что при таком подходе сложнее учитывать вариативность траекторий, по которым учатся дети, обучение становится менее персонализированным в этих условиях. А нам нужно учесть особенности каждого ребенка. Сейчас будем думать, как обеспечить персонализированный подход в новых условиях. А это дополнительная нагрузка на учителей.
— Почему?
— Потому что педагоги должны помимо тех контрольно-измерительных материалов, которые предусмотрены в учебнике, разработать еще дополнительные, чтобы обеспечить углубленный или исследовательский уровень изучения предмета. Не только на базовый ориентироваться.
Персонализированный подход предполагает разные формы работы — и работа парами, и группами, и вне урока. Это тоже в рамках школы. Чтобы это обеспечить, над этим надо серьезно задумываться, проектировать. Чтобы не нарушить эти общие правила, но обеспечить те ценности и подходы, которые в нашей школе уже формируются.
— У вас есть единый учебник, которому нужно соответствовать, и при этом учитель принес свои материалы, которые детям интересны. Ему нужно дальше принять два зачета — один реальный, второй фиктивный?
— Не совсем так. Педагог вынужден будет из этого основного учебника, который утвержден, дать весь материал и контрольные инструменты ученику. Но при этом, решая свои задачи по развитию, учитель будет нарабатывать собственные контрольно-измерительные материалы. Он в любом случае бы это делал — при персонализированном подходе. Сейчас, учитывая, что все учатся по одной программе, это будет сделать гораздо сложнее.
«Есть потребность в людях, которые критически мыслят»
— Что будет с программой по математике? Есть популярные программы Гейдман, Супрунова, Петерсон — у них учебники есть свои. Как с ними быть?
— К сожалению для нас, мы по этим учебникам не учились. Но сейчас будем, конечно, смотреть. Каждый учитель-предметник будет максимально брать все полезное из тех материалов, которые предлагаются. И творчески смотреть, чем их можно дополнять.
Наша школа уже год работает по проекту «Меташкола», который строится на трех принципах — рационализация, сетевое взаимодействие и проектная деятельность или системная деятельность, что предусмотрено ФГОСом. Мы даже его свели к проектно-деятельностному подходу. То есть взяли за основу образовательные инициативы от всех субъектов образовательных отношений: от учителя, от родителей и самое главное — от ученика. Строим обучение на том, чтобы ученик в большей степени занимал субъектную позицию. В новых программах этому уделяется мало внимания.
— Все, на что ориентировалась ваша школа, уходит?
— Будем надеяться, что нет. Все-таки креативный пласт так или иначе формируется. И потребность в людях, способных критически и творчески мыслить, есть. В этом смысле мы, не нарушая тех правил, которые нам сейчас предлагаются, попытаемся выйти за жесткие рамки.
— Будете выкручиваться?
— Ну да, через дополнительное образование, через внеурочную деятельность. Хотя и внеурочная деятельность достаточно сильно регламентирована. Но нужно находить разные формы.
Во-первых, нужно сформировать у ребенка мотивацию к обучению. Во-вторых, сделать так, чтобы он понимал, что его обучение зависит от него самого. И чем раньше он этот вывод для себя сделает, тем лучше для него. Ну и в-третьих, все-таки мы ищем те формы, через которые ребенок может стать успешен.
Поэтому будем выкручиваться, чтобы все-таки добиваться образовательного результата. А его достигнуть без заинтересованности ребенка невозможно. С этими новыми правилами есть опасность, что детям будет просто неинтересно учиться.
Давайте этот год поработаем, посмотрим. Пока это только риски.
Фото: из личного архива Константина Гуреева
С 1 сентября 2023 года российские школы перейдут на Федеральную общеобразовательную программу, где почти по каждому предмету будет по одному учебнику.